Отечественная германистика

17.06.2016

КудрявцеваТ.В. Аpно Хольц: «pеволюция в лиpике». М., 2006.

КудрявцеваТ.В. Границы стихотворных жанров в современной немецкой поэзии // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. М. 2008. С. 59–69.
Современное (modern) стихотворение: к типологии вида // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов.М. 2009. С. 185–193.

Кудрявцева Т.В. Из опыта перевода поэзии Н. Рубцова на немецкий язык // «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах». Материалы 6-ой Международной научной конференции, Челябинск 23-24 апреля 2012 года. Т.2. С. 262-266.

Кудрявцева Т.В. К динамике немецкоязычного литературного пространства. Литература Лихтенштейна //Материалы XXI зональной конференции литературоведов Поволжья. 16 — 17 мая 2008. В 3 ч. Часть 3. / Предисл. А.М. Калимуллина. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008 . C. 107-110.

Кудрявцева Т.В. К определению исторических границ немецкоязычной литературы. // Материалы конференции «Цивилизационно-культурное пограничье как генератор становления мировой культуры / литературы» Новые российские гуманитарные исследования 2012 №7.

Кудрявцева Т.В. К определению исторических границ национальной литературы (немецкая литература) // «Проблемы культурного пограничья». Памяти Валерия Борисовича Земскова (1940-2012). Москва, ИМЛИ РАН. 2014. С 210-238.

КудрявцеваТ.В. К специфике литературной ситуации в воссоединенной Германии Тезисы доклада // «Современные проблемы филологии и методики обучения лингвистическим дисциплинам в школе и вузе». Материалы межвузовской научно-практической конференции. 1-2 февраля 2008 г. «Самарская гуманитарная академия», филиал г. Тольятти/ редкол. М.З. Овечкина и др. фил. НОУ ВПО СаГА в Тольятти. Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. С. 29-32.

Кудрявцева Т.В. Между молотом и наковальней: литературный процесс в воссоединенной Германии // Обсерватория культуры. 2006. № 6. С. 50–57.

Кудрявцева Т.В. Национальная литературная парадигма: casus Лихтенштейн // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. М. 2010. С. 53-60

Кудрявцева Т.В. Новейшая немецкая поэзия (1990-е – 2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры (Москва, ИМЛИ РАН 2008).

Кудрявцева Т.В. Образ Москвы в немецкой поэзии: от субъективного восприятия к стереомифу Тезисы // Международная конференция «Образ Москвы в русской и мировой литературе» ИМЛИ 1-3 ноября 2010 г. М., ИМЛИ РАН. С. 22-23.

Кудрявцева Т.В. О новой концепции истории немецкой литературы ХХ века 2010. // Романо-германская филология в контексте гуманитарных наук. Международный научный сборник. Отв. редакторы А.А.Гугнин и Д.А.Кондаков. Полоцк, 2010. С. 42-51.

Кудрявцева Т.В. Особенности немецкоязычного литературного пространства в условиях интегрирующейся Европы // Вопросы филологии. № 1. 2004. С. 45–49.

Кудрявцева Т.В. Пауль Эрнст: к рецепции «Крейцеровой сонаты» // Толстой о Толстом. Вып. 4. Комментарий к комментарию. М., ИМЛИ, 2009. С. 431–446.

Кудрявцева Т.В. Лёффель Х. Переводы стихотворений Сергея Есенина на немецкий язык . // Пер. с немецкого Т.В. Кудрявцевой Есенин и мировая культура. Материалы международной научной конференции, посвященной 112-летию со дня рождения С.А. Есенина . М., 2008. С. 190-194.

Кудрявцева Т.В. Поэт на «рынке личностей» в современной Германии. М., 2005.

Кудрявцева Т.В. Русская литература в Германии: о положительном образе «чужого» // Новые российские гуманитарные исследования декабрь 2008 № 3 http://www.nrgumis.ru/.

Кудрявцева Т.В. Эстетика озарения и элементы японского стихосложения в новейшей немецкой лирике // Буддизм и литература. М., 2003. С. 359–378.

Кудрявцева Т.В. Югендстиль в немецкой литературе fin de siècle // Контексты мировой литературы. Сборник научных статей к 70-летию профессора А.А. Гугнина. Новополоцк 2011.С 133-140.

Кудрявцева Т.В. Hoch die Kultur. Todestag Arno Holz // UZ. 12.11.1999.

Кудрявцева Т.В. Nikolaj Rubcov. Komm, Erde. Ausgewählte Gedichte. Übersetzt aus dem Russischen. Steinfurt. 2004. (совместно с Р. Дитрихом и Х. Леффелем).

Кудрявцева Т.В. Pusckin, Goethe, Alltag // Unsere Zeit. 30.04.1999.

Лагутина И.Н.  «Влечение к свободе», или метаморфозы совести в раннем немецком романтизме (по «Фрагментам» Новалиса) // Тюрьма и свобода в художественном мире романтизма, М.: Наследие, 2002

Лагутина И.Н. Возвращение Гете. Культ классика // Культ как феномен литературного текста. М., ИМЛИ РАН, 2011− с. 331−359

Лагутина И.Н. В поисках утраченной истины // Андрей Белый. Гете и Штейнер в мировоззрении современности. М.: «Республика», 2000

Лагутина И.Н. «Горизонты ожидания» Эриха Ауэрбаха // Э. Ауэрбах. Мимесис, СПБ, 2000 (перепечатано: Э. Ауэрбах. Данте – поэт земного мира. М.: Росспэн, 2004)

Лагутина И.Н. Значение слова «культура» в контексте взаимосвязей немецкой философии и русского символизма 1910-х гг. // Европейские судьбы концепта культуры. Отв. ред. Е. Е. Дмитриева, Мишель Эспань. М.: ИМЛИ РАН, 2011 − с. 217−228

Лагутина И.Н. К проблеме трансплантации произведений искусства: немецкие копии «Лоджий» Рафаэля в России // Эстетические пересечения: Россия–Германия– Франция–Италия. Сб. ст. Отв. ред. В. Б. Земсков, Е. Е. Дмитриева, Мишель Эспань. М.: ИМЛИ РАН, 2009

Лагутина И.Н. Нацизм как литературный проект? // Лики ХХ века. Литература и война. М.: МГУ, 2012

Лагутина И.Н. Немецкая мистико-пиетистская литература и формирование идеологической системы в России в конце XVIII — I трети XIX вв.// III Державинские чтения. М., ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2008

Лагутина И.Н. Образ Германии в «Евгении Онегине» // Материалы конференции «А. С. Пушкин и мировая культура». М.: МГУ, 1999

Лагутина И.Н. Образ России в романе Ф. М. Клингера «Фауст». Материалы «круглого стола»: Россия и русские в художественном творчестве зарубежных писателей XVII – начала XX веков // Электронный журнал «Новые российские гуманитарные исследования», ИМЛИ РАН, опубликовано 06.07.2007

Лагутина И.Н. Оппозиция Петербург/Сибирь в путешествии Августа фон Коцебу по России. Взгляд иностранца // Н. А. Анциферов. Филология прошлого и будущего. ИМЛИ РАН, 2012 − с. 222−226

Лагутина И.Н. Отечественная война 1812 года в творчестве поэта Э. М. Арндта: немецкий национализм и русский патриотизм // 1812 год и мировая литература, ИМЛИ РАН, 2013

Лагутина И.Н. Россия и Германия на перекрестке культур. Культурный трансфер в системе русско-немецких литературных взаимодействий конца XVIII- первой трети XX века. – М., Наука, 2008. 342 с.

Лагутина И.Н. Русские архивы как источник германистического исследования // Русская германистика. Т. 1. М.: Языки славянских культур, 2004

Лагутина И.Н. Русский образ Гете и стихотворение Пушкина «Пророк» // Гете: личность и культура. М.: Индрик, 2004

Лагутина И.Н. Фет и Германия // А. Фет. Авторская книга лирики. М., 2005

Лагутина И.Н. Философия смерти и «художественное учение о бессмертии» в раннем немецком романтизме: Новалис «Гимны к ночи». // Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство? Отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. М.: ИМЛИ РАН, 2010

Лагутина И.Н. Философско-эстетические предпосылки символической интерпретации творчества Гете// Гетевские чтения – 1999. М.: Наука, 1999

Лагутина И.Н. Эмилий Метнер. «Размышления о Гете»: Текст, который становится авантекстом// Гете в русской культуре ХХ в. М.: Наука, 2005

Лагутина И.Н. «Deutschland? Aber wo liegt es?..»: Культурный, национальный и политический дискурс в эстетике Веймарского классицизма 1790-х годов // Русская германистика. Ежегодник российского союза германистов. Т. 3. М.: Языки славянских культур, 2007

Меньщикова М.К. Античный код в мифопоэтической системе Фридриха Гёльдерлина. //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (2), С. 162-165

Меньщикова М.К. «Оссиановские мотивы» в живописи Каспара Давида Фридриха. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), С. 899-902

Меньщикова М.К. Русская тема в немецкой драматургии XIX  века// Сборник материалов X Международной  недели «Диалог культур – культура диалога», Кострома, Дармштадт, Минск, Могилёв и др., 2011.

Меньщикова М.К. Традиции Фьяб Карло Гоцци в драматургии Людвига Тика. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (2), С. 422-425

Меньщикова М.К. The principle of double idealization of antiquity in Georg Büchner’s drama «Danton’s Death» (Принцип двойной идеализации античности в драме Георга Бюхнера «Смерть Дантона»). // Российский гуманитарный журнал. 2014. Том 3. № 1. С. 593-597

Нефедова Е.Г. Драматические «аффекты» Мариуса фон Майенбурга // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 237-243

Прощина Е.Г. «Неужели всегда нужно быть настолько немцем?»: иронический контекст немецкой идентичности в романе Д. Кельмана «Измеряя мир» // Вестник ННГУ, 2011, № 6 (2). С. 561-564.

Прощина Е.Г. Пейзаж в художественной системе романа Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда» и романтическая «философия ландшафта» // Вестник ННГУ, 2011, № 1. С. 359-362.

Прощина Е.Г. Природный мистицизм в художественной системе раннего немецкого романтизма // Вестник ННГУ, 2010, № 4(2). С. 935-937.

Шарыпина Т.А. Античные коды в немецком философско-эстетическом и литературном сознании ХХ века. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2-3. С. 186-192.

Шарыпина Т.А. «Возвращение» Бернхарда Шлинка в литературном контексте Германии новейшего времени. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6-2. С. 740-744.

Шарыпина Т.А. Восприятие античности в литературном сознании Германии ХХ в.(Троянский цикл мифов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Нижний Новгород, 1998 

Шарыпина Т.А. Г. Фон Гофмансталь и Р.Штраус (к проблеме восприятия античности в творческих исканиях неоромантиков). // Мир романтизма. 1999. № 1. С. 191-196.

Шарыпина Т.А. Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу ХХ века. // Новые российские гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 8.

Шарыпина Т.А. Игровые формы воздействия на зрителя в театре германии второй половины ХХ века. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 304-311.

Шарыпина Т.А. Интерпретация античного сюжета в романе Г.Э. Носсака «Некийя». // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 1999. № 1. С. 110-116.

Шарыпина Т.А., Новикова В.Г., Кобленкова Д.В. История зарубежной литературы ХХ века. Москва, 2009

Шарыпина Т.А. «Ифигения в Тавриде» Гете на рубеже XXI века. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2001. № 1. С. 116-124.

Шарыпина Т.А., Кудрявцева Т.В. К проблеме изучения немецкой идентичности в контексте европейской ментальности на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2-2. С. 296-303.

Шарыпина Т.А. Личность и наследие Ницше в оценке русских мыслителей Серебряного века и Стефана Цвейга// Диалог между Россией и Герма-нией: филологические и социокультурные аспекты: сборник материалов международной конференции.– Тольятти: Тольяттинский ГУ, 2010.международной конференции.– Тольятти: Тольяттинский ГУ, 2010.С. 10-15

Шарыпина Т.А. Медея ХХ века: русские версии в европейском контексте. // «Россия и Греция: диалоги культур»: Материалы 1 международной конференции. Ч.2. c. 215-220. Петрозаводск, Петр Гу, 2007.

Шарыпина Т.А. Международная научная конференция «Литературный процесс в германии ХХ века (течения и фигуры)» и проект «История литературы германии: ХХ век». // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-1. С. 403-406.

Шарыпина Т.А., Меньщикова М.К., Полуяхтова И.К. Миф и европейское литературное сознание XIX-XX веков (О современных тенденциях изучения мифопоэтики и мифотворчества в Нижегородском госуниверситете им. Н.И. Лобачевского).// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 4 (32). С. 111-124. 

Шарыпина Т.А. «Мифический элемент» в драматургии объединенной германии (Бото Штраус. «Итака»). // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 2. С. 292-296.

Шарыпина Т.А. Немецкая «Одиссея» Бернхарда Шлинка. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 267-271.

Шарыпина Т.А. Немецкоязычная драма в предчувствии войны (Г. Гауптман «Лук Одиссея», 1912-1913; Ф. Верфель «Троянки», 1912-1914 г.; Ф. Браун «Тантал», 1915-1916). // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2-2. С. 29-35.

Шарыпина Т.А. О проблеме преемственности в немецкой эстетической мысли XVIII-XIX вв. (от Шеллинга к Ницше). //Мир романтизма. 2000. № 4 (28). С. 103-108.

Шарыпина Т.А. Проблема взаимодействия видов искусства в немецкой философско-эстетической мысли на рубеже ХIХ-ХХ вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4-2. С. 993-996.

Шарыпина Т.А. Публицистика немецких писателей-антифашистов в России 1941-1945 годов (Открытые письма и обращения). // Русско-зарубежные литературные связи Кафедра русской и зарубежной филологии НГПУ им. К. Минина. Нижний Новгород, 2014. С. 272-279.

Шарыпина Т.А. Рецепция классического наследия в литературе Восточной Германии 1970-1980-х гг. // Мир романтизма. 2006. № 11. С. 113-119.

Шарыпина Т.А. Роман Г.Э. Носсака «Не позднее ноября» в контексте авторского мифотворчества. // Новые российские гуманитарные исследования. 2011. № 6. С. 38.

Шарыпина Т.А. Русская тема в жизни и публицистике Ф. Вольфа 30-х годов ХХ века (по следам забытых дат). // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30). С. 157-166.

Шарыпина Т.А. Своеобразие мифотворчества в художественном мире Ганса Эриха Носсака. // Новые российские гуманитарные исследования. 2012. № 7. С. 8.

Шарыпина Т.А. Философско-эстетическая концепция образа Елены в трагедии Гёте «Фауст» и мифологической опере Гуго фон Гофмансталя «Египетская Елена» (к проблеме творческих схождений). // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 2. С. 159-167

Шарыпина Т.А. Франц Фюман: творческий путь в контексте эпохи. // Новые российские гуманитарные исследования. 2011. № 6. С. 4.

Шарыпина Т.А. Фридрих Вольф и Сергей Третьяков (к проблеме влияний и творческих схождений) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 185-191.

Шарыпина Т.А. «Человек со знаменем радуги»: этико-эстетические позиции Фридриха Вольфа в контексте эпохи (к 125-летию писателя). // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4-1. С. 359-366.

Шастина Е.М. «Берлинский текст» В.В. Набокова и Э. Каннети // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 6 (48). В 2-х ч. Ч. 1. С. 206-209

Шульце П. Немецкий поиск национальной идентичности // Свободная мысль. 2007.

Irina Lagoutina. Genre Structure Of Russian Religious Prose And The Novel Of F. M. Klinger «Faust» // Les Lumières européennes, Paris, 2002

Sharypina T.A. “POSTDRAMATIC” TENDENCIES IN THE GERMAN DRAMATIC ART AT THE END OF XX — BEGINNING OF XXI CENTURIES. // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 1. С. 26-31.

Sharypina T.A. COMMUNICATIVE SPACE END INTERTEXTUAL UNDERLYING CAUSE IN B. SHLINK’S NOVEL “THE HOMECOMING”. // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 1. С. 3-8.

Шарыпина Т.А., Ивлиева П.Д. Das chinesische Tema in der deutschen Dramaturgie der dreißiger bis vierziger Jahre des 20. Jahrhunderts (Friedrich Wolf, Bertolt Brecht)// Zhu, Jianhua, Zhao, Jin, Szurawitzki, Michael (Hrsg.) (2017): Germanistik zwischen Tradition und Innovation. Akten des XIII. Kongresses der Internationalen Vereinigung für Germanistik (IVG), Shanghai, 23.-30.8. 2015. Band 9: Tradition und Transformation: der Ferne Osten in der deutschsprachigen Literatur – Fluchtgeschichten. Narrative Grenzerkundungen angesichts von Emigration und Exil – Die Sprache der Emotionen lesbar machen: ‚Fremde‘ und ‚eigene’Emotionskulturen. Frankfurt/M. etc.: Peter Lang. (= Publikationen der Internationalen Vereinigung für Germanistik 28)/ S.143-147