Языковая картина мира

15.06.2016

Особенности членения и категоризации внешнего мира, закрепленные в языке, которые оказывают влияние на носителя языка в процессе познания и освоения этого мира. Влияние родного языка на познание мира отмечено еще В. фон Гумбольдтом, считавшим, что многое в представлении каждого человека о мире обусловлено его языком: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». В дальнейшем эта идея получила свое развитие в трудах Э. Сепира, Б.Л. Уорфа, Э. Бенвениста и других ученых. В настоящее время принято разграничивать научную картину мира, которая может быть примерно одинаково выражена (по крайней мере потенциально) на любом языке, и «наивную картину мира», которая специфическим образом отражена в каждом конкретном языке. Чрезвычайно наглядно особенности Я.к.м. проявляются при обозначении реалий, занимающих особенно важное место в жизни того или иного этноса, так, напр., в эскимосском языке представлено большое количество наименований снега (в зависимости от его состояния и оттенков цвета).

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.

Мир (или различные миры) представлены человеку через призму его культуры и, в частности, языка. Язык точно отражает все колебания и особенности нравов, обычаев, верований, способов мышления; в нем как в зеркале непосредственно отражаются различные модели видения мира, а тем самым и различные возможности формирования и развития языковых значений и форм. Об этом говорил еще В. фон Гумбольдт, считая, что разные языки – не различные обозначения одной и той же вещи, а различные ее вúдения, языки – это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение. Причем ученый говорит о том, что существует такая древность, в которой мы не видим на месте культуры ничего, кроме языка, и вместо того, чтобы просто сопутствовать духовному развитию, он целиком замещает его.

Потапова О.С. Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Н.Новгород, 2005