Экспрессионизм

03.06.2016

Экспрессионизм занимает особое место в культуре Германии первой трети ХХ века. Если развитие немецкого натурализма  и импрессионизма  было во многом стимулировано  зарубежным влиянием, прежде всего  фран­цузским, то экспрессионизм как особое художественное течение заро­ждается  в русле  немецкой эстетической  системы  и впервые  после  значи­тельного  перерыва  начинает активно влиять на европейское искусство  первых  деся­тилетий  ХХ века.

Экспрессионизм  –  особое направление среди художественных тече­ний  на­чала ХХ века. Специфика  его в том, что это эмоцио­нальный, этический «взрыв», «крик», порожденный  глубоким  кризисом  эпохи рубежа веков и кануна военных  и революционных потрясений. Эта  особенность  от­четливо осознавалась  как теоретиками  нового направления, так и рядовыми «активистами» (термин, употребляемый в среде  экспрес­сионистов – Т.Ш.). Среди предтеч экспрессионистов обычно называют драматургов «Бури и натиска», Ф. Гёльдерлина, Клейста, Бюх­нера, А. Рембо, Г. Аполлинера,  Гус­серля, Ницше. Однако  сам приём экспрессивного  выражения  с помощью цвета  и формы  тех или иных  экстремальных состояний человеческой психики, глу­бинных состояний  души и духа человечества встречается в истории ис­кусства  с древних времен. В  манифестах экспрессионистов  неоднократно подчерки­валось, что  их течение  интернационально и носит вневременной характер.     Началом  художественной деятельности экспрессионистов принято считать  образование немецкими художниками  в 1905 г.  в Дрездене  группы «Мост» (« Die Brűcke »). Они ратовали за простые формы, новые ритмы и насыщен­ность цвета. В неё входили  Э. Л.Кирхнер, Э. Хекель, Э. Нольде, О. Мюллер и М. Пехштейн, после переселения в Берлин эта группа распалась.  В 1911 в Мюнхене было создано  второе объединение  экспрессионистов – группа «Го­лубой всадник» («Der Blaue Reiter»). Среди её деятелей  – Франц Марк, Август Маке, Василий Кандинский,  Пауль Клее и др.

Следует отметить интернацио­нальный состав этой группы, что тем бо­лее важно, поскольку  Европа этого времени была уже объята предвоенным националистическим угаром. Экс­прессионистам хотелось уничтожить  любые существующие перегородки  между людьми, чтобы найти  то общее  в духов­ной сущности человечества, что послужит всеобщему объединению людей. Важную роль в  выработке эс­тетических принципов нового течения сыграла  художественная практика рус­ских художников, в частности В.Кандинского, старавшегося освободить образ от власти объекта. Именно  его  изображение Голубого Всадника  было поме­щено на обложке  одноименного альманаха, содержавшего программные за­явления экспрессионистов.

Характерно смысловое содержание  термина «экспрессионизм».  Он берёт своё начало от  французского «expressionisme < expression», означающего «выражение», «выразительность», и латинского «expressio» – «выразитель­ность», «сила проявления  чувственного переживания». Вследствие этого для экспрессионистов «внешнее впечатление» импрессионистов  вытеснялось  «выражением» авторской идеи, позиции, а изображение реальной действи­тельности заменялось  выражением индивидуальности, духовного мира творца.  Отрицая пассивность и эстетизм большинства  художественных тече­ний на рубеже  ХХ века, представители рассматриваемого течения  считали себя ответственными за судьбы человечества.

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА учеб. пособие / В. Г. Новикова, Т. А. Шарыпина ; Федер. агентство по образованию, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2005.