Фауст, Иоганн Георг

02.06.2016

Idealporträt_Joannes_FaustusФауст, Иоганн Георг (нем. Johann Georg Faust; ок. 1480, Книтлинген, Германия –1540, Штауфен-им-Брайсгау, Германия) – доктор, чернокнижник, хиромант, живший в первой половине XVI века в Германии. Легендарная биография Фауста сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении последующих столетий стала темой многочисленных произведений европейской литературы, наиболее известна из которых трагедия Гёте. К 16 веку относится легенда о Фаусте, впервые зафиксированная в немецкой народной книге, напечатанной во Франкфурте-на-Майне Иоганном Шписом в 1587. Пространное заглавие передает ее содержание и цель издания: «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», как на некий срок подписал он договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинял и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние. Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений и напечатано, дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предостережением всем безбожным и дерзким людям».

Фауст был реальной личностью, свои диковинные проделки он совершал между 1507 и 1540. В немецком городе Виттенберге на улице Collegienstrasse имеется мемориальная доска, согласно которой Фауст жил в 1480-1508 гг., из них в Виттенберге с 1525 по 1532 год. Множество рассказов священников, монахов, богословов, в т.ч. Мартина Лютера, свидетельствуют о богохульстве Фауста, который якобы умел загонять дьявола в бутылку, выставлял на лицезрение Елену Спартанскую, летал по воздуху, превращал воду в вино. В легенде о Фаусте произошла контаминация сюжетов о многих магах и чародеях, чьи неординарные поступки волновали воображение средневекового человека. Фамилия Faust (кулак) была довольно распространенной; он фигурирует то как Георг, то как Иоганн. Все эти детали убеждают, что легендарный Фауст – образ собирательный. Отношение к нему в немецких народных книгах далеко не однозначно. С одной стороны, богоотступник Фауст заслуживает безусловного осуждения, с другой – он вызывает восхищение как человек, рискнувший расширить людские возможности, преодолеть предел, который положен человеческому существованию Богом. Именно эта сторона натуры Фауста восхищала безымянных сочинителей и читателей. Герой народной книги покорял не раскаянием, а стремлением всё познать и постичь. Образ Фауста получил свое дальнейшее развитие в кукольной комедии неизвестного автора «Доктор Иоганн Фауст» (17 век), в «Трагической истории доктора Фауста» (1588-89) английского драматурга Кристофера Марло, в трагедии И.В.Гёте «Фауст» (1808-31) в либретто танцевальной поэмы «Доктор Фауст…» (1847) Г.Гейне, в романах Т.Манна «Доктор Фаустус» (1947) и К.Манна «Мефисто» (1936).

Уже в книге Шписа читателей более всего привлекала не богопослушная назидательность, но фаустовская жажда безграничного познания, не скованного никакими догматическими рамками, культом неограниченных возможностей человека, мощным бунтом против средневековой косности. Подобный образ мог родиться только в эпоху Возрождения, прежде всего Северного Возрождения, носившего «учёный» « характер и послужившего впоследствии предпосылкой расцвета немецкой классической философии. Образ Фауста становится символом не только немецкого Возрождения, но и всей культуры Германии. О. Шпенглер в своём труде «Закат Европы» распространит определение «фаустовская» на всю западноевропейскую культуру.

Шарыпина Т.А. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016