«Учебные» или «поучительные» пьесы — особых жанр в драматургии Б. Брехта, пьесы, в которых каждая мысль договаривалась до конца, преподносилась публике в готовом виде, как руководство к непосредственному действию(«Мать», «Die Mutter. Leben der Revolutionärin Pelagea Wlassowa aus Twer»,1931; «Мероприятие», «Die Maßnahme»,1930). В них не было реалистических характеров, наделенных индивидуальными человеческими чертами. Они заменялись условными фигурами, подобными математическим знакам, используемым лишь по ходу доказательства. Опыт «учебных» пьес, от которых писатель откажется в начале тридцатых годов, будет использован после Второй мировой войны в знаменитых «Моделях» сороковых. Театр Брехта — синтетический театр массового воздействия, зрелище политической направленности. Он близок народному театру Германии, в котором условность допускала синтез слова, музыки, танца. Зонги — сольные песни, исполняемые якобы по ходу действия, на самом деле «очуждали», поворачивали новой, непривычной стороной происходящее на сцене.
Шарыпина Т. А. Бертольт Брехт//Литературный процесс в Германии первой половины ХХ века(ключевые и знаковые фигуры).М.,ИМЛИ РАН, 2015).