Сюжет

03.06.2016

Сюжет в наиболее общем его понимании — это отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных причинно обусловленных поступков персонажей, событий, составляющих законченное целое. Мотивы (от лат. moveo — двигаю) — те звенья, которые составляют сюжет. Это минимальные компоненты художественного произведения, неразложимые далее элементы содержания. Иными словами, сюжет предстает как комплекс мотивов[1].

Эта трактовка восходит к работам А.Н. Веселовского, который одним из первых пытался определить специфику каждого из понятий. В своих работах[2] он пришел к выводу, что сюжеты — это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в формах бытовой действительности[3], а мотивы — это элементарные, простейшие схемы, единицы, из которых состоят мифы, сказки и произведения индивидуального творчества. И те, и другие — только формы для выражения изменяющегося содержания. Но ученый отмечает между ними существенную разницу: мотивы — простые и устойчивые образования, а сюжеты — сложные и варьирующиеся. А.Н. Веселовский также отмечал, что сюжету присущ схематизм, а мотиву формульность[4].

Если в основе образности мотива у А.Н. Веселовского лежали «акты человеческой жизни», то есть события, действия, то у О.М. Фрейденберг построение сюжета определяет образ, персонаж: «…герой делает только то, что семантически сам означает»[5]. Таким образом, ключевыми из ее мыслей являются идея тождественности сюжета, мотива и героя и вывод об их общем генезисе: «Сюжет – это система развернутых в словесное действие метафор; суть в том, что эти метафоры являются системой иносказаний основного образа»[6].

Бучилина Ю. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ» И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX В.Н.Новгород,2009

_________________________________

[1] Михайлов, П., Михайловский, Б. Сюжет // Литературная энциклопедия: В 11 т./ П. Михайлов, Б. Михайловский. — [М.], 1929—1939. Т. 11. — М.: Худож. лит., 1939. — Стб. 140—151.

[2] «Историческая поэтика»(1894-1899) и «Поэтика сюжетов» (1897-1906)

[3] Веселовский, А.Н. Историческая поэтика./ А.Н. Веселовский. —  Л. :Гослитиздат, 1940. — С. 495.

[4] «Под мотивом я разумею формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности». Веселовский, А.Н. Указ.соч. —  С. 494.

[5] Фрейденберг, О.М. Указ.соч. — С. 233.

[6] Там же, с. 233.