Скандинавский детектив

18.06.2016

Скандинавский детектив начинает формироваться в 60-х годах XX века в творчестве Пера Валё и Май Шёваль. К этому направлению относится творчество таких авторов, как Стиг Трентер, Ян Гийу, Мария Ланг, Хеннинг Манкель, Хокан Нессер, Ю Несбё, Стиг Ларссон, Камилла Лэкберг, Герд Нюквист, Питер Хёг и др. Ориентиром для скандинавских писателей становится творчество прежде всего французских и американских классиков жанра. Скандинавская модель детектива обладает рядом специфических черт:

  1. Большинство произведений создается в рамках социально-психологической модели детектива. Социальная проблематика часто является главным предметом осмысления. Среди наиболее актуальных можно выделить гендерное перераспределение ролей, проблему неофашизма и национализма, роль государства и социальных институтов в жизни человека.
  2. Для скандинавских писателей характерно использование разных жанровых моделей. Доминирующее положение занимает полицейский роман (Х. Манкель, Ю Несбё). Наряду с ним можно выделить журналистский детектив (С. Ларссон), музыкальный детектив (К. Эдстрём), литературный детектив (Г. Нюквист).
  3. В скандинавской модели вырабатывается особый тип героя. Можно выделить ряд инвариантных элементов, свойственных персонажам – одиночество, аскетизм, чувство потерянности. Асоциальность и маргинальность героев подчеркивается прежде всего через внешние характеристики (одежда, манера поведения, портрет). Авторы уделяют значительное внимание личной (интимной) жизни героев, показывая их сложные взаимоотношения с коллегами и членами семьи.
  4. Функцию сыщика в романе могут выполнять разные персонажи. Если в полицейском романе расследование соответственно ведется комиссаром или полицейским, то в других жанровых формах эта роль отводится людям разных профессий (зачастую не связанным с криминальным миром), что позволяет рассмотреть преступление под другим ракурсом. Герои, ведущие расследование, не являются профессионалами, поэтому происходит намеренное сближение героя и читателя, что помогает автору достичь эффекта присутствия. В качестве сыщика может выступать журналист (Микаэль Блумквист у С. Ларссона), писательница (Эрика Фальк у К. Лэкберг), глянцеолог (Смилла у П. Хёга)
  5. Нужно отметить присущий авторам натурализм. В данной модели физиологичность, тема изнасилования и патологических извращений становится лейтмотивом у многих авторов. В текст включаются не только предельно натуралистичные сцены свершившихся преступлений, но изображается зачастую сам процесс насилия над жертвой.
  6. Художественное пространство романов вызывает отдельный интерес. Здесь отмечается две основные группы текстов. В одних местом действия является пространство крупного города (Стокгольм, Копенгаген), в других – события разворачиваются в уединенных, изолированных пространствах (одинокие дома, маленькие провинциальные города), позволяющих авторам сочетать детективный сюжет с природным колоритом северных стран (прежде всего – мрачные, заснеженные пейзажи).
  7. Важно выделить характерную для писателей установку на документализм. В текст произведения включаются протоколы расследований, отчеты об убийствах, сцены допросов, репортажи. Всё это направлено на то, чтобы добиться эффекта достоверности.
  8. Отмечается также тяготение скандинавских детективов к стилистике кино. Оно заключается в частности в использовании кинематографических приемов, таких как монтаж (в романе «Девушка с татуировкой дракона» С. Ларссона используется прием параллельного монтажа; на принципе сцепления фрагментов, соединяющих прошлое и настоящее, строится роман К. Лэкберг «Железный крест» и т.д.). Значительное внимание уделяется авторами воссозданию особого «северного» колорита.

И.Бельский