Неомифологизация

15.06.2016

Создание целостной мифопоэтической модели мира.

Черемисина А. И. МИФОПОЭТИКА РОМАНОВ ДЖ. МАКДОНАЛЬДА «ФАНТАСТЕС» И «ЛИЛИТ» В ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук, Н.Новгород, 2016

Неомифологизация — это попытка сознательного, неформального, нетрадиционного использования мифа, порой приобретающего характер самостоятельного поэтического мифотворчества. Основоположник «неомифологизма» Вагнер считал, что народ именно через миф становится создателем искусства, что миф — поэзия глубоких жизненных воззрений, имеющий всеобщий характер. Общим свойством многих явлений «неомифологического» искусства было стремление к художественному синтезу разнообразных и разнонаправленных традиций. Так в структуре одного произведения вполне можно отметить сочетание и связь между мифологическим, лирическим, драматургическим, а иногда и музыкальным началом, используемых для построения целостного текста. Кроме того, если писатели-реалисты XIX века стремились к тому, чтобы создаваемая ими картина мира была подобна действительности, то уже ранние представители «неомифологического» искусства — символисты, например, находят специфику художественного видения в его нарочитом неомифологизировании, в отходе от бытовой эмпирии, от четкой временной или географической приуроченности. При этом, однако, глубинным объектом мифологизирования даже у символистов оказываются не только «вечные» темы (любовь, смерть, одиночество, «Я» в этом мире), но именно коллизия современной действительности- урбанизированный мир отчужденной личности и ее предметного и машинного окружения.

В этих собственно «неомифологических» произведениях миф принципиально не является ни единственно линией повествования, ни единственной точкой зрения текста. Он сталкивается, сложно соотносится либо с другими мифами( дающими иную, чем он, оценку изображения), либо с темами истории и современности. Таковы «романы-мифы. Дж. Джойса, Т. Манна, А.Белого, Дж.Апдайка и др. Соотношение мифологического и исторического в произведениях «неомифологического» искусства может быть самым различным — и количественно ( от разбросанных в тексте отдельных образов- символов и параллелей, намекающих на возможность мифологической интерпретации изображаемого, до введения двух и более равноправных сюжетных линий, например, М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Стоит еще отметить, что в неомифологических произведениях позиция мифа и истории не проводятся до конца последовательно и может соотноситься не однозначно, а «мерцать» друг в друге, создавая сложную игру точек зрения.

Литература

Карпицкий Н. Н. А. Ф. Лосев: Феноменология мифологического сознания // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 6. С. 123—133.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М.: Правда, 1990:, (в форме zip-архива)
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе / Е.М. Мелетинский. − М.: РГТУ, 2001. – 169 с.
Мелетинский, Е.М. Миф и двадцатый век / Е.М. Мелетинский // Избранные статьи. Воспоминания. − М., 1998
Мифологический словарь./Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М.: Советская энциклопедия, 1990 г.
Мифы народов мира./под ред. Токарева С. А. М., Советская энциклопедия, 1987 г.
Миф как форма культуры. Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1996.
Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. А.Токарев. Т.1. − М.: Рос. Энциклопедия, 1997. − 671 с.
Пропп, В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. − М.: Лабиринт, 1998. − 512 с.
Стеблин — Каменский, М.И. Миф / М.И. Стеблин — Каменский. – Л.: Наука, 1976.
Ссылки

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1837789