«Греки различали слово как миф, слово как эпос и слово как логос. Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления… Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учетом их этимологии приводит к следующим выводам. Миф, оказывается, выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. Эпос указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения… Что же касается логоса, то он предполагал первичную выделенность и дифференциацию элементов, переходящую затем в некую их собранность…»[1].
Отсюда следует, что человек мифологической эпохи обобщал в слове-мифе свое чувственное восприятие окружающего мира. А.Ф.Лосев, крупнейший специалист в области античной мифологии, считает также, что миф есть непосредственное вещественное совпадение общей идеи и чувственного образа, он настаивает на нераздельности в мифе идеального и вещественного, вследствие чего и является в мифе специфичная для него стихия чудесного.
Такое понимание мифа представляется наиболее полным и правильным, более того, работы А.Ф.Лосева и А.А.Тахо-Годи являются основополагающими в разработке теоретической базы представленного исследования.
А.А. Тахо-Годи считает, что мифология – это упорядоченное единство существовавших первоначально в дифференцированном виде «слов», обобщающих для древнего человека представление о том мире, в котором он живет, и тех силах, которые этим миром управляют.
Но лучше всего данный предмет отражен в работе А.Ф.Лосева «Диалектика мифа», где автор выводит формулу «Миф есть развернутое магическое имя»[2], которую необходимо пояснить. А.Ф.Лосев вычленяет четыре составляющие в формуле мифа: личность, история, чудо и слово. Если взять первую и последнюю категорию – личность и слово, то получится, что миф есть слово о личности, слово, принадлежащее личности, выражающее и выявляющее личность. То есть миф есть такое слово, которое принадлежит именно данной личности, это слово специфично и абсолютно оригинально, неповторимо, оно есть собственное слово личности и собственное слово о личности – оно есть имя. Имя личности и есть то, что мы, по сути, имеем в мифе. Можно вывести первоначальную формулу – миф есть имя. Но миф есть еще и чудо, этот третий момент легко присоединяется к получившейся формуле, и мы получаем чудесное, магическое имя; имя, неотделимое от чудес, творящее чудеса. А присоединение второго элемента – истории – дает последнее преобразование, которое и дает окончательную формулу – миф есть развернутое магическое имя.
[1] Тахо-Годи, А.А., Лосев, А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. / А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев. – СПб., 1999. – С. 10
[2] Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 2001. – С. 214