Мистерия

15.06.2016

(от греч. mystnrion — таинство, тайна) — жанр зап.-европ. ср.-век. религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на гор. площадь. Развитие жанра связано с расцветом ср.-век. городов в 14-15 вв. М. — драм. представления на религ. сюжеты — были составной частью гор. празднеств, организовывались гор. властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и происходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглёры. Тематика и содержание М. отражали характерную для того времени борьбу религ. и мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистич. шуточными, иногда и натуралистич. сценами, религ. мистика — с житейским реализмом, набожность — с богохульством. Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками.

Представления М. отличались масштабностью (напр., «Мистерия Ветхого завета» состояла примерно из 40 пьес, включавших ок. 50 тыс. стихов; в ней участвовало св. 200 исполнителей, а представление длилось неск. недель; «История апостолов» бр. А. и С. Гребанов содержала 62 тыс. стихов). М. — красочное, пышное зрелище. Для их исп. делались спец. декорации, возводились помосты с приспособлениями для «вознесения». Наиболее живописно оформлялись «ад» и «рай». Постановки осуществлялись разл. способами: широко использовался принцип симультанной сцены (на сценич. площадке одноврем. в отд. «беседках» монтировались все сцены и места действия M.), a также система передвижных сцен-площадок (многочисл. эпизоды М. демонстрировались на отд. повозках, разъезжавших по всему городу; каждая повозка являлась местом действия одной сцены).

Музыка М. (по сравнению с литургич. драмой) демократизируется. Хотя осн. часть текста исполняется в виде речитации (частично на лат., частично — на нац. языках) важное значение приобретает и напевное начало — в виде литургич. песнопений, инстр. интермедий, танцев. Григорианская основа литургич. песнопений постепенно вытесняется светской и нар. музыкой, напевами миннезингеров и трубадуров.

Реалистич. чертами были отмечены М. в протестантских странах — Великобритании, Германии, а также в Нидерландах. Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религ. содержанием. Комич. начало в М., их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церк. и светских властей, особенно во времена Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. М. были запрещены почти во всех странах Зап. Европы.

В кон. 19 — нач. 20 вв. предпринимались попытки создания стилизованных образцов жанра: постановка «Мистерии страстей господних» в селении Обераммергау (Юж. Германия), «Мистерии тела господнего» в Эльче (Испания). Нек-рые оперы и оратории 19-20 вв. по своему религ.-мистич. характеру приближаются к М.: оперы «Парсифаль» Вагнера (1882), «Легенда о Святом Кристофе» д’Энди (1915). К этому жанру принадлежит музыка К. Дебюсси к М. «Мученичество святого Себастьяна» Г. Д’Аннунцио (1911) и др.

Образец интерпретации М. в духе революц. иск-ва создал В. В. Маяковский («Мистерия-буфф», 1-я ред. 1918, 2-я — 1921). Иронической трактовкой религ. притчи явилась пост. варшавским «Театром народовы» М. 15 в. «Истории о преславном воскресении Миколая из Вильковецка» (1962). «Мистерии страстей» периодически демонстрируются в Париже перед собором Нотр-Дам. Новые образцы жанра созданы комп. К. Орфом — «Комедия воскресения Христа» (1956), «Игра о рождении младенца» (1960), «Комедия конца света» (1972).

Литература: Иоффе И. И., Мистерия и опера. (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Jullеvillе L., Les mystиres, v. 1-2, P., 1880; Cohen G., Histoire de la mise en scиne dans le thйвtre religieux franзais du moyen вge, P., 1952; см. также лит. при ст. Литургическая драма.

М. Р. Волкова Музыкальная энциклопедия