Ливисизм

15.06.2016

Ливисизм — социокультурное направление, основателем которого становится Ф.Р. Ливис (1895-1978), представитель  старшего поколения.  Уже в 1930 году он пишет о стандартизации и технологизации продуктов массовой культуры, формирующих американизированный тип массового сознания в «Массовой цивилизации и культуре меньшинства». Эту проблему Ливис рассматривает как важнейшую социальную и открывает свою историю сопротивления. В другой ранней книге, «Культура и окружающая среда: воспитание критического понимания» (1933, в соавторстве с Д.Томпсоном), представляющей собой рекомендации для учителей, в предисловии он ставит вопрос, может ли обучение литературе иметь эффект против многочисленных противовлияний: фильмов, газет, реклам – целого мира вне классной комнаты? «Мы не должны забывать, что литературное образование великая степень замены (a great extent  a substitute). Мы потеряли органическую связь с народной культурой, а это  искусство жизни, способ жизни… вовлекаемые в социальные искусства коды общения».

«Машинное производство принесло преимущество массового производства, но вовлекло в стандартизацию. Вкусы, в том числе и в школе, формируются в конкуренции самым «дешевым эмоциональным ответам»: фильмы, газеты, паблисити во всех ее формах, коммерческая беллетристика – все это предложения самого низкого уровня и внушает выбор наиболее непосредственных удовольствий, полученных с наименьшим количеством усилия», — пишет Ливис. Формирование литературного вкуса выглядит  «несчастным предприятием». Но если верить в образование, то эта ценность должна быть создана. Только в здоровом государстве культуры можно «оставить» гражданина, чтобы его сформировала подсознательно окружающая среда. В остальных случаях он должен быть обучен, чтобы «отличать и сопротивляться». «Критическая привычка», как критическое понимание окружающей культурной среды, должна быть систематически внушаема. Многое можно сделать на уроках литературы – анализы прозы и стиха в сопоставлении с газетным языком и языком популярной литературы, изучение культурного и социального окружения Шекспира, условий его творчества, природы национального театра и драматической традиции, где  «возможно участие историка», сопоставление фольклорной и современной музыки и т.д.  В этой  книге Ф.Р.Ливис уже формулирует основные тезисы своих будущих работ, предугадывая и те проблемы, которые станут актуальными через десятилетие после Второй мировой войны. Он полагает, что намеченная им программа действий «может быть осуществлена командным усилием молодых интеллигентов, каждый год приходящих в школу». Гуманитарная интеллигенция и университеты как центры культуры (не цивилизации) должны осознавать свою миссию. Эту мысль он будет отстаивать на протяжении своей жизни, она станет основой «ливисизма».

В 1934 году вышла в свет книга «Определения: критические эссе» («Determinations: Critical Essays»), в предисловии к которой Ливис пишет, что первоначальное название было «Determinations in Literary Criticism», а целью – формулирование «ясной и полной концепции литературной критики, ее функций, области и обязанностей». Однако в условиях определенного распада, расхождений взглядов на критику он выбирает более нейтральное название. Важно, что литературный критицизм должен быть связан с большим, чем литература, также как «современная чувствительность» (contemporary sensibility) есть больше, чем вопрос о литературном вкусе. Мало сказать «вкус», надо помогать формировать его. Серьезный интерес к литературе не может быть просто литературным… серьезность должна вовлечь, она, вероятно, происходит из озабоченности социальными проблемами: культурного здоровья, интеллектуального и морального климата, состояния науки».  В 40-е гг. Ливис обращается к роману  с той же общей моралистической позиции его критики. В  книге «Великая традиция: Джордж Элиот, Генри Джеймс, Джозеф Конрад» (1948) говорится о том, что литература – самая могущественная и масштабная форма существования языка, сохраняющая культурную преемственность. Здесь Ливис не соглашается с мыслью М. Арнольда о том, что «венцом литературы» является поэзия. Великая традиция включает в себя и романистов, но только с особым качеством языка, «сохраняющего традицию». В свой перечень он включает и Джейн Остин как основоположницу традиции, и Д.Г.Лоуренса.  Всех этих авторов объединяет «удивительная моральная насыщенность и напряженность». Диккенс для него пока только «великий развлекатель» (a great entertainer). Позже он изменит позицию и напишет книгу «Диккенс-романист» (1970), ставя главной целью «показать, что Диккенс был величайшим из «созидающих писателей» («creative writers»),  «животворным началом» великой традиции.

В своей последней программной книге «Не устанет мой меч» (1972)  опять возвращается к идее о том, что «цивилизованное варварство», самодовольное и невежественное, буржуазного просвещения следует преодолевать в центрах воспитания интеллигенции – университетах.

Социокультурная критика Ливиса была проникнута духом традиции, моральным чувством и стремлением как можно более широко внедрить в ряды интеллектуально развитого меньшинства идею духовного лидерства в смысле необходимости прививать высокие вкусы большинству. Существующая культура  для него остается культурой среднего уровня (писателей, вкуса, самих критериев). Его взгляды стали основой политики одного из самых влиятельных изданий своего времени – журнала «Скрутини», где особенно часто рассматривались проблемы массовой и серьезной литературы. Идеи ливисизма определяют дальнейшее развитие не только литературной теории, но и общее направление гуманитарной мысли

Великобритании. Они стали как бы последним импульсом идей «проекта Просвещения», идей морального смысла, который должен  постоянно вырабатываться и поддерживаться университетами – средоточием интеллектуальных сил.

Новикова В.Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. Н.Новгород, 2013. С.75-80