«Калигаризм»

03.06.2016

«Калигаризм» С точки зрения В. Вор­рингера, в кризисные эпохи  бытия  всегда рождается настороженное  от­но­шение  человека к миру, вследствие этого возникает искусство, отказы­ваю­щееся от изображения непонятной и враждебной конкретности жизни. Абст­рактность  на всех  уровнях художественного  изображения становится опре­деляющей  чертой стиля. В хаосе повседневности и  мировых катастроф незыблемыми, с точки зре­ния Воррингера, остаются только математические формулы и порывы че­лове­ческого духа. Так возникает знаменитое «искусство прямых линий»: го­тика и пирамиды  «выросли из дисгармонии  внешнего мира».  В критике не­одно­кратно отмечалось плодотворное влияние экспрессионистской эстетики на мировое театральное и кинематографическое искусство. Простые  и говоря­щие контрасты черного и белого, света и тьмы, геометрические  линии, проре­зающие плоскости, декорации и пространства  были с большим успехом ис­пользованы в немом кинематографе. Возникло даже своеобразное направле­ние  «калигаризм», взявшее название от нашумевшего фильма режиссера Ро­берта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1919) . Вся изобразительная система фильма  основывалась на своеобразном применении  простых геометрических деталей и фигур: вертикалей, диагоналей, треугольников и т.д. Даже образы героев ассоциировались с соответствующими фигурами. Эстетику немецкого экспрессионизма использовал Сергей Эйзенштейн  при создании фильмов «Броненосец «Потёмкин» и «Иван Грозный».

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА учеб. пособие / В. Г. Новикова, Т. А. Шарыпина ; Федер. агентство по образованию, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2005.