Итальянское (I’ltaliano)

17.06.2016

Итальянский культурный мир один из самых древних и притягательных в Европе. В Италии как нигде сочетаются древность и современность. Как нигде здесь уместны такие наименования городов, как «вечный город», «la citta eterna» (Рим) или «Новые Афины» «Nuove Atene» (Флоренция). Италия (L’Italia) сегодня — государство на юго-западе Европы, площадью 301 252 кв. км. Расположено оно большей частью на Апеннинском полуострове и двух больших островах — Сицилии и Сардинии. Население составляет около 57 млн. человек. Сравнительно небольшая территория Италии почти повсюду окружена водой и омывается четырьмя внутренними морями: Лигурийским, Тирренским, Ионическим и Адриатическим. Высокие вершины Альп отделяют Италию от Франции, Швейцарии, Австрии и Югославии. Апеннины длинной цепью тянутся через весь полуостров с севера на юг. Наряду с горами на территории страны есть и равнины, самая крупная — Па-дуанская низменность. Как видно даже из этого очень беглого обзора, Италию отличает бесконечное разнообразие ландшафтов. Почвы Италии плодородны, климат мягкий, средиземноморский. Среднегодовая температура воздуха от 13 до 18 градусов выше нуля по мере продвижения с севера на юг. Благоприятные климатические условия, плодородие — отличительные черты этой страны. … Региональное разделение оказало влияние и на национальный язык, в основу которого положен тосканский диалект — язык Данте, Петрарки и Боккаччо. Итальянский язык получает статус официального лишь во второй половине XIX века, но до сих пор во многих областях Италии в повседневном общении жители предпочитают использовать диалекты. Да и литературный итальянский язык в чистом виде существует лишь в теории и в справочниках… Геополитические особенности определяют такие общепризнанные концепты итальянской жизни, как жизнелюбие, традиционность, любовь к родной земле, к родному дому, артистизм, виртуозность, индивидуализм, находчивость, страстность, любовь к удобству, толерантность, миролюбие, связанное с исконным итальянским протестом против иерархической упорядоченности, жесткой военной дисциплины и слепого послушания… Имя Italia — древнее и имеет греческое, а может быть, и более давнее происхождение. Оно соотносится с переходом местных италийских племен к земледелию и именем одного из вождей племени энотров, или сикулов — Итала. Имя Итал этимологически восходит к греческому слову Italos («теленок») (ср. it. vitello, lat. Vituli, оскское Viteliu, умбрское Vitluf), а мифологически связано с потомком Одиссея (сыном Телегона и Пенелопы). Углубляясь в этимологию, можно связать это слово с индоевропейским корнем (Weto) со значением «старый» и лежащим в основе русского слова «ветхий». Некоторые ученые соотносят его с санскритским Vatasas («год») и Vatsas («теленок» — «жертвенное животное года»). Связь Италии с Грецией не только этимологическая, но и культурная. Римская литература и римское искусство родились после знакомства с греческой культурой, а современные итальянцы считают себя прямыми наследниками римлян.  Характеристика Италии как плодородной представляется неслучайной и подчеркивает одну из основных черт итальянской цивилизации — желание и умение наслаждаться земными дарами, что было свойственно и греческой культуре в эпоху ее расцвета. Представляется, что жизнелюбие и жизнерадостность итальянцев, отмечаемые всеми, кто даже ненадолго оказался в этой стране, существенно определяются именно жизненной силой, идущей от благодатного климата и плодородной почвы. Привязанностью к этой земле объясняются и такие черты итальянского характера, как верность традициям, любовь к родному очагу….Данте в известной степени можно назвать символом и синонимом имени Италия. В его «Божественной комедии» прослеживается связь с римской и греческой цивилизацией, с такими шедеврами, как «Илиада», «Одиссея» и «Энеида», причем Данте по воздействию на мировую культуру можно поставить в один рад с Гомером и Вергилием. …Наслаждением благами жизни, тягой ко всему земному в противовес религиозному аскетизму средневековья можно объяснить и необычайный взлет итальянского гения в эпоху Возрождения….Не случайно именно на территории Италии зародилось это явление, и не случайно именно Италия дала миру наибольшее количество «титанов» Возрождения. Достаточно вспомнить творения Данте, Джотто, Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Петрарки, Боккаччо и многих других гениальных художников… Вместе с творениями искусства в эту эпоху расцветают ремесла и торговля, которые пробуждают интерес к науке и технике, рождают инициативу. Флорентийские купцы изобретают вексель и совершают переворот в банковском деле. Слово «банк» изначально обозначало «прилавок» (banca), a слово «банкрот» восходит к итальянскому «banca rotta» («сломанный прилавок»). К середине XIII века в итальянский язык входит слово fortuna, обозначающее как «везенье», так и «материальное благосостояние». Представляется, что в этом слове передаются авантюризм, динамизм и непредсказуемость итальянской жизни, которые нашли отражение в «Декамероне» Боккаччо…. В «Декамероне» наглядно проявляется еще один концепт — карнавализация и театральность итальянской жизни, впоследствии воплотившаяся в комедии масок (commedia dell’arte), ставшей в XVI и XVII веках общеитальянским культурным явлением. Она расцветает в эпоху Возрождения и превращается в излюбленное итальянское зрелище… Для понимания общенационального характера, при таком обилии его региональных вариаций и вариантов, важно учесть, что как в комедии дель арте, так и в самой жизни итальянцам важно не то, что говорится или показывается, а как это делается. Им нравится выразительность и красота речей и жестов. Комедия масок позволяла итальянцам проявить природный артистизм, находчивость и жизнелюбие. Этот артистизм наблюдается и в повседневной жизни, и на телевидении.

Использован материал из электронного учебного пособия МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: Учебное пособие http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/m_komm/