Историческая трагедия

15.06.2016

Создание жанра исторической трагедии, форма которой затрудняет сценическое воплощение стало не столько результатом «сценических брожений», кризиса старой классической и классицистической драматургии, сколько осознанием особой зоны эстетического сознания, художественного бытия, так как «овладение эпохой в том или ином ее аспекте – семейном, бытовом, социальном, психологическом – совершается в неразрывной связи со способами ее изображения, то есть основными возможностями жанрового построения». Несомненно, что «специфика жанра состоит в том, какая действительность в нем отражена, каково отношение к ней и как это отражение выражено», поэтому историческая драматургия свидетельствует об определенном качественном сдвиге, который происходит в недрах общественного и культурного сознания: интересы драматургов часто к области Средневековья, когда происходит процесс пробуждения национального самосознания, формируется национальный характер и документируются основные исторические события. Это отражает и сложные процессы в историсофии, в которой сталкивались различные взгляды на исторический процесс, его характер и закономерности. комплекс жизненных ситуаций (защита отечества, борьба с внутренними и внешними врагами, подвиг, предательство, любовь, смерть и т.д.), подчиненный главной идее – осмыслению исторической судьбы страны, нации, осознается как тема, которая становится основным признаком коммуникативной содержательности жанра. К середине XIX века историческое событие постепенно перестает быть основным и единственным признаком жанра, понятийным содержанием которого становится модальность, порождающая жанровые контаминации, и соединение в жанровых формах признаков различных литературных родов. Это находит воплощение в различных жанровых образованиях – исторической трагедии, исторической лирической драме, исторической хронике (прозаической и стихотворной), исторической драме для чтения, народной исторической трагедии, исторической драматической фантазии, исторической бытовой драме, историческом драматическом анекдоте, исторической комедии и др., многие их которых предназначались скорее для чтения, чем для сценической реализации.

Т.П. Дудина ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА // Жанрологический сборник. – Выпуск 1. – Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2004. – С.49-61. http://www.hqlib.ru/st.php?n=27

Баевский В.С. Что такое жанр? // Проблемы литературных жанров: Материалы VI научной межвузовской конференции. Томск, 1990

Пропп Ф. Фольклор и действительность. М., 1976

Киселева Л.Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) //Лотмановский сборник. Вып. 2. М.,1997

Живов В.М. Сусанин и Петр Великий. О константах и переменных в составе исторических персо-нажей. НЛО. 1999. № 38

Вележев М., Лавринович М. «Сусанинский миф»: становление канона. НЛО. 2003. № 63