Идентитет

15.06.2016

«Идентитет –очень широкое понятие, которое пока не вошло в словари русского языка, – цитирует разъяснение С.В. Туровской В.И. Белобровцев. – В него включено понятие ментальности, но очень важно не путать «идентитет» с такими словами, как «идентичный» и «идентичность»».
Следовательно, во-первых, «идентитет» и «идентичность» различные понятия; во-вторых, элементом «идентитета» является ментальность и получается, что в самой этимологии данного слова заложена такая его составляющая как менталитет (понятие «ментальность» в традиционном значении синонимично понятию «менталитет») – специфика общественного сознания, включающая характерные для индивидов конкретного общества особенности переживаний, чувствований, представлений. Понятие идентитета общества подразумевает наличие определенной его (общества) специфики. Содержание понятия «идентитет», в частности, включает такую его составляющую как менталитет и соответственно те особенности индивидов и общества в целом, которые в разное время разными мыслителями исследовались как особенности народного характера, «народной души», мировосприятия и т.д. И если менталитет является одной из составляющих идентитета, то очевидно имеют место и другие его составляющие. Значит применительно к обществу, содержание идентитета раскрывается как исторически сложившиеся характерные черты, свойства, качества, специфицирующие общество конкретной страны, отличающие ее от остальных обществ. Характерные черты, свойства, качества общества раскрываются как его (общества) определения, в своей совокупности образующие определенность (идентичность) общества, среди которых, соответственно менталитет выступает как одно из определений общества.

К примеру, имея в виду классификацию обществ по характеру их социальности, в соответствии с которой различаются индивидуалистическое и коллективистское типы общества, общество может предъявлять свою идентичность, определяя себя как «индивидуалистическое». В свою очередь понятие идентитета общества позволяет понять те особенности жизни общества, на основе которых такая идентичность формируется, раскрывает ее (идентичности) содержание.

Данное понимание идентитета общества позволяет предметно изучать особенности каждого типа общества на основе различения специфицирующих его определений, раскрывающих содержание идентитетов обществ индивидуалистического типа или идентитетов обществ коллективистского типа. В качестве примера такого понимания идентитета общества существенно положение К.Н. Леонтьева: «… несмотря на всю сложность западноевропейской истории, есть некоторые черты, общие всем эпохам, всем государствам Запада…». Доказательством того, что общества различаются в силу наличия своих идентитетов, занимались многие отечественные исследователи: во-первых, раскрывались различные определения идентитета; во-вторых, доказывалось, что эти определения имеют свою специфику в каждом обществе и тем самым преодолевалось нивелирующее все общества представление о так называемых «общечеловеческих ценностях и идеалах», абстрактное представление о
«человечестве вообще».

Антонов Д.А.  Понятие идентитета и проблема идентичности общества // http://oaji.net/articles/2014/1186-1410935162.pdf