«Драмы крика»

03.06.2016


КРИК
одна из основных составляющих  эстетической системы экспрессионизма, который всегда тяготел к предельной выразительности художественных средств и контрастным противопоставлениям. Если при этом для зрительного ряда характерно пристрастие к ослепительному свету или беспросветному мраку, к ярким, диссонирующим, «кричащим» краскам, к гиперболизированным, деформированным формам, то в звуковом ряду таким предельным выразительным средством становится крик. Важнейший в эстетике экспрессионизма принцип абстракции находит свое выражение в крике как некоей универсальной, первичной, элементарной реакции на многообразные проявления бытия. Слово в крике дематериализуется до своей первичной формы — междометия, — предельно концентрируя свою чисто эмоциональную сущность. Чувство в экспрессионизме предшествует рассудку, познанию, вытесняет его и находит выход в алогичном, неартикулированном крике, одновременно бессмысленном и содержащем целый спектр душевных движений — страдание и гнев, ужас и восторг, оМунк Криктчаяние и надежду, возмущение и экстаз, протест против жестокого мира и чувство избавления. Крик воспринимался как отчаянная попытка человеческого духа быть услышанным другими людьми, миром, Богом.

Первым и одним из ярчайших воплощений эстетики крика явилось произведение не словесного (звукового), а изобразительного (немого) искусства — картина (и гравюра) норвежского художника Э.Мунка «Крик» (1893), созданная задолго до возникновения экспрессионизма, но ставшая программной для него.

Композиционный центр картины изображает разверстый в крике отчаяния рот человека. Образ-символ Мунка отозвался позднее во множестве произведений экспрессионисткой поэзии. Драма приобретает характер «драмы крика».

 

http://expressionism.academic.ru/352/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BA
Энциклопедический словарь экспрессионизма. — М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.