Длительность — понятие, введенное А.Бергсоном , связанное с его новой концепцией времени, для характеристики которого философом вводилось как физическое, так и психологическое измерение. Разграничив время физическое, объективную реальность, и психологическое, Бергсон доказывал следующее положение : для разных людей длительность одного и того же момента – величина субъективная и зависит от его эмоционального состояния и смысловой насыщенности впечатлениями. Философ заменяет привычную из физики категорию времени, вводя понятие «реальной длительности» или «духовной реальности», зависящей от состояния наших чувств и эмоций. Под «длительностью» он понимает свободный от пространства и от времени нескончаемый «поток состояний», в котором стираются чёткие грани прошлого, настоящего и будущего. Сущность «длительности» нельзя, по мнению Бергсона и разделявшего его позицию Пруста, постичь разумом, поскольку разум всегда оперирует стереотипами и клише, создаёт мёртвые схемы и образы. Сущность же текуча, переменчива, неуловима. Особое место в рассуждениях Бергсона занимает искусство, творчество. Лишь художнику, благодаря творческому порыву, интуиции дано иногда проникнуть в смысл «сущности». Важную роль философ отводит интуитивной памяти. При таком взгляде на вещи объектом искусства может быть только внутренний мир художника, творца.