Демифологизация

15.06.2016

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
термин, возникший в 40-х гг. 20 в. в связи с доктриной Бультмана и его последователей, отразившей влияние экзистенциализма в теологии; попытка освобождения религ. веры от историч. форм мифа, в которых вера всегда выражала себя, и сведения её к чистому и внепредметному смыслу, ставящему личность верующего перед абс. выбором. Отдалённые аналоги Д. — борьба с мифологич. образностью в опре-дел. моменты становления монотеистич. религий, а также греч. и инд. философии, попытки рационалистически истолковать миф как аллегорич. покрывало истины, характерные для эпохи эллинизма, и т. п.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
термин, введенный Р. Бультманом и обозначающий раскрытие смысла Нового завета путем критического толкования «мифической картины мира», данной в Библии. Библейский миф якобы больше не соответствует современным представлениям человека, сформированным под воздействием естественнонаучной мысли. Вера требует нового понимания Библии и освобождения от всякой картины мира, которая создана объективирующим мифическим мышлением. Воскресение Христа должно якобы пониматься не как исторический факт, а лишь как пасхальная вера апостола; только крест является фактом. В более широком смысле данное слово обозначает тенденцию расширить применение этого метода с целью освобождения современных исследований исторических событий и методов от всех мифологических элементов, наслоений.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ (от нем. Entmythologisierung)— метод интерпретации Нового Завета, предложенный немецким теологом и историком раннехристианской литературы Р. Булъпшаном. После 1-й мировой войны преобладание получила эсхатологическая интерпретация проповеди Иисуса Христа о Царстве Божием, которую невозможно было примирить с либеральной систематикой, поэтому Бультман нуждался в другой идеологии, способной сыграть роль герменевтического ключа к интерпретации новозаветных текстов. В качестве такового он принял положения диалектической теологии и экзистенциалистское понятие истории как tua res agitur (говорящая о тебе). Обращаясь к ним, Бультман уже в книге “Иисус” (Jesus, 1926) формулирует основы своей герменевтики, которую он позже назовет “демифологизацией, т. е. экзистенциальной интерпретацией Нового Завета”. Его позиция такова: человек поставлен в ситуацию решения перед Богом, соответственно провозвестие Иисуса Христа ставит человека перед необходимостью сейчас принять решение “за” или “против” Бога, волю которого возвещает Иисус. Царство Божне—это спасение для людей, причем спасение эсхатологическое, кладущее конец всему земному. Это единственное спасение, о котором имеет смысл говорить, и именно поэтому оно требует от человека решения: “либо—либо”. Идея была подробно разработана Бультманом уже в статье “Значение исторического Иисуса для теологии Павла” (1927): “Человек встречает Иисуса Христа в керигме—и больше нигде; точно так же встретил его Павел и оказался перед неизбежностью решения” (Die Bedeutung des geschichtlichen Jesus fur die Theologie des Paulus.-Glauben und Verstehen, Bd. l. S. 188-213 (208)). Концепция демифологизации была детально развита Бультманом в докладе “Новый Завет и мифология” (Neues Testament und Mythologie. Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentlichen Verkündigung,1941). Смысл демифологизации он видел в том, чтобы освободить вечное непреходящее содержание божественной Вести (керигмы) от искажающего его выражения на мифологическом человеческом языке: в терминах архаической космологии, иудаистской или гностической апокалиптики и т. п., неприемлемых для современной науки. Программа демифологизации носит для Бультмана апологетический характер и направлена на то, чтобы сделать божественное Откровение приемлемым, имеющим смысл для современного человека и соответствующим современной науке. Поскольку, утверждает Бультман, авторы Библии стремились описать свое собственное состояние, а вовсе не объективные исторические события, то для понимания подлинного смысла Откровения необходимо интерпретировать содержание Евангелий в терминах, которые используются в анализе человеческого существования М. Хайдеггером. Лишь такой подход к новозаветным текстам дает возможность получить ответы, способствующие “самопониманию веры” современным человеком и церковью, позволяющие ей возвещать подлинную христианскую Весть в нынешнем секулярном мире. Программа демифологизации Бультмана затронула одну из ключевых проблем христианской теологии, а именно проблему места вечной, “откровенной” божественной истины в системе меняющейся человеческой культуры и стала предметом острой полемики в теологических кругах (см. Диалектическая теология, Д. Бонхёффер, X. Кокс).

Лит.; Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия.—“ВФ”, 1992, № 11.
С. В. Лёзое

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.