«Группа 47″(Gruppe 47)

03.06.2016

Писатели  ФРГ тяготели к западноевропейской литературной традиции, прежде  всего экзистенциальной. Их более занимала  проблема выбора  и доля ответственности каждого немца за случившееся и содеянное. Поэтому главная тема их творчества связана с   осознанием личной  вины  каждым человеком. С их точки зрения, только осознание  подобной  трагической сопричастности  может привести народ к  покаянию и  возрождению. Очень разные  по происхождению, вероисповеданию, мировоззрению  писатели ( Вольфганг Кеппен в романах  «Голуби в траве», «Теплица» и «Смерть в Риме», Ганс Эрих Носсак в романе «Дело д’Артеза», Мартин Вальзер в пьесах «Дуб и кролик» и «Черный лебедь», Зигфрид Ленц в романе «Урок немецкого» и др.) заговорили об общенациональной «немецкой вине» и её искуплении, о недопустимости возрождения милитаризма  и  неонацизма.

Именно на этой почве   происходит в Западной Германии в 1947 году объединение писателей  в так называемую  «Группу 47″(Gruppe 47),  очень быстро превратившуюся в своеобразный центр культурной жизни будущей ФРГ. Среди организаторов  объединения  следует  назвать Ганса Вернера Рихтера, (Hans  Werner Richter,1908-1993), Альфреда Андерша (Alfred Andersch, 1914-1980, Вальтера Кольбенхофа(Walter Kolbenhoff, 1908-1993).  Как известно, при образовании  нового литературного объединения его создатели вызывающе отказались от каких-либо деклараций, заявлений, программ и манифестов, что было  естественной  ответной реакцией на господствующую в годы нацизма  демагогию.  В  своё время писатели «потерянного поколения» отвергали  спекуляцию такими понятиями, как «долг», «честь», «родина», «окопное братство», «подвиг», «героизм».   Участники «Группы 47» настороженно и даже воинственно относились к оболганным  гитлеровской пропагандой  понятиям «народ», «нация», «родина». Скептически воспринимали выступления идеологов «холодной войны», отмежевываясь даже от традиций  немецкой антифашистской литературы, которая представлялась им  также  чрезмерно идеологизированной.

Деятельность этого объединения начиналась как бы  с «нуля». Единственным лозунгом становится  требование «вырубания просек». Тем не  менее, именно в  русле  этого движения формируются наиболее значительные  образцы критической реалистической литературы ФРГ. Именно в русле  названного объединения  была поставлена  задача  реалистиче­ски правдивого, основанного на  исторических фактах осмысления и изображения предыстории, истоков и причин  как нацизма, так и Второй мировой войны.

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА Новикова В.Г., Шарыпина Т.А., Кобленкова Д.В.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией И.К. Полуяхтовой. Нижний Новгород, 2008. Том Часть 2