— процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.
Есть различные версии причин глобализации. К. Маркс связывал этот процесс со спецификой капитализма, которому постоянно нужны новые рынки и ресурсы, Ф. Ницше — со свойственной западному духу «волей к власти», М. Маклюэн — с развитием современной техники, коммуникаций и СМИ, которые, соединяя разрозненные части пространства и ускоряя распространение информации до скорости нервного импульса, превращают земной шар в «глобальную деревню», где возникает состояние всеобщей включенности и возрождается «родоплеменная общность» людей.
Истоки идеи глобализации иногда усматривают в ряде утопических и хилиастических теорий Средневековья, чьи адепты верили в грядущее собирание всех народов мира в едином Царстве, которое не будет более знать конфликтов и противоречий.
В известной степени идее глобализации соответствовали просветительские представления о «Царстве Разума» и позитивистское учение О. Конта о «Третьей Эре». Об объединении народов в единое мировое государство под знаменем мировой революции говорили и русские марксисты, в т. ч. В. Ленин (позже отказавшийся от этих взглядов) и Л. Троцкий. Проект глобализации «продвигали» философ Б. Рассел и писатель-фантаст Г. Уэллс.
В конце XIX — начале XX вв. крупные представители мирового бизнеса, в т. ч. С. Роудс, организовавший группу «Круглый стол», и крупнейший американский банкир Дж. Морган-мл. начали практическую реализацию глобалистских планов, стремясь «способствовать установлению системы беспрепятственной торговли во всем мире и созданию единого Мирового правительства». В известной степени эти планы воплощались в жизнь через такие организации, как Лига наций, ООН и ЮНЕСКО.
Начиная с 1970-х гг. американские геополитики приступили к реализации доктрины «нового мирового порядка», целью которой было стирание различий между нациями, государствами, идеологиями, культурами и создание единой общечеловеческой цивилизации, основанной на принципах либеральной демократии.
Идеологической основой этой доктрины была, в частности, т. н. «теория конвергенции» , разработанная группой аналитиков под руководством З. Бжезинского и в середине 1980-х гг. принятая на вооружение М. Горбачевым в качестве «научного обоснования» перестройки. Свои версии теории глобализации предлагали также Г. Киссинджер, Ф. Фукуяма, Ж. Аттали, К. Санторо.
Немало споров ведется относительно того, является ли процесс глобализации неизбежным. Противники этого тезиса напоминают о том, что подобные процессы начались еще в 1880-е гг., когда английский free trade обеспечил свободное перемещение товаров, капиталов и людей. Однако они были прерваны тремя системными оппозициями — национализмом (Первая мировая война), коммунизмом (Великая Октябрьская революция) и фашизмом (Вторая мировая война). В результате процесс глобализации был остановлен на целый век.
В основе глобализации лежат экономические процессы. Ведущие европейские монархии, будучи спонсорами Великих географических открытий, выстраивали колониальную систему, рассчитывая в основном на легкий доступ к богатству отдаленных земель. Побочным эффектом колонизации стало распространение английского и испанского языка и европейской культуры далеко за пределы Старого света, что создало благоприятную среду для последующей глобализации.
Возникновение и развитие транснациональных корпораций (ТНК), продиктованное стремлением капитала к минимизации издержек и максимизации прибыли за счет неравномерного развития различных государств, придало интеграционным процессам не только новый толчок, но и новый вектор — глобальный сбыт сформировал глобального потребителя, который в любой стране мира ищет и находит тот продукт, которому он отдает предпочтение у себя на родине.
Феномен глобализации не сводится целиком к процессам становления всемирной истории, космополитизации и т. п., имея важнейший отличительный признак: глобализация базируется на идеологии либерализма, одержавшей победу во всемирном масштабе лишь в начале 1990-х гг.
Та модель глобализации экономики, которую проводит в своих интересах крупный мировой капитал, предполагает при гегемонии транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций (ВТО, МВФ, Всемирный банк) формирование однополярного мира, доминирование массовой культуры, «стандартизацию умов», виртуализацию экономики посредством компьютерной революции, манипуляцию сознанием (реклама, пиар) для продвижения товара на глобальный рынок, распространение ценностей «общества потребления», господство идеологии либерализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, потребительское отношение к природе, вывоз грязных производств в страны «третьего мира» и т. д.
Постепенное перераспределение капитала, казалось бы, должно неизбежно вести к выравниванию экономик разных стран, однако приведение экономических показателей разных стран к одному знаменателю сделало бы движение капитала менее доходным и даже убыточным. Именно поэтому глобализация в ее современном варианте предполагает глобальное неравенство — рост разрыва в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».
По словам Дж. Ю. Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, «управление глобализацией, которое осуществляется сейчас, слишком часто приводит к ухудшению положения беднейших слоев населения. Так, либерализация рынка капитала, которую проталкивал МВФ, увеличила нестабильность мировых финансовых рынков, а львиная доля тягот от этой нестабильности легла на беднейшие страны». Таким образом. от глобализации, в которой лидируют США, выигрывают лишь немногие страны.
Понимая это, многие государства не спешат встраиваться в глобальную экономику. Из числа «незападных» стран в нее вошли лишь Бразилия, Индия, ЮАР, Турция, Польша, Китай, Мексика, Индонезия, Таиланд, Малайзия. С наибольшей силой противятся процессу глобализации исламские страны (кроме Турции и Малайзии), резонно полагая, что, усиливая деградацию политических систем, ведя к краху моральных устоев, развалу семьи, глобализация разрушает саму основу мусульманского мира. Ряд стран, особенно сопротивляющихся глобализации, были выделены правительством США и его идеологами в т. н. «ось зла» .
Глобализация была бы невозможна без достижений научно-технического прогресса. Современный транспорт позволяет нам перемещаться в пространстве не только быстро, но и дешево, превращая межконтинентальное путешествие в доступный и, следовательно, массовый процесс, который ведет к росту межнационального общения и способствует сближению народов. Современные СМИ и интернет еще больше упрощают этот процесс, переводя его в виртуальное пространство.
Трансформация культуры в транскультуру и превращение ее в одну из отраслей экономики, идущие на фоне глобализации, создают дополнительный стимул сближения различных наций, представители которых смотрят одни и те же фильмы, читают одни и те же книги и стремятся к одним и тем же достижениям. Что порождает обратный процесс, приводящий к синхронизации и стандартизации производимого культурного продукта, а это в свою очередь расширяет сферу его потребления. Таким образом в результате глобализации нивелируется самобытная культура народов, которая замещается созданным усилием маркетологов жизнестойким культурным гибридом.
Распространено мнение, что энергетический кризис, ожидаемый в ближайшие десятилетия, резко обострит противоречия между сторонниками и противниками глобализации, однако уже сейчас взаимозависимость государств столь велика, что возникновение на этом фоне процесса дезинтеграции маловероятно. А движение т. н. антиглобалистов, выступающих за культурное разнообразие планеты, представляется движением «обреченных».
В связи с тем, что государства и народы начинают соперничать как в экономической, так и в политической и в гуманитарной областях, возникают повышенные требования к их конкурентоспособности.
В столкновении языков, менталитетов, традиций, культур, религий, политических систем, товаров и услуг, которое сопровождает процесс глобализации, конкурентоспособным оказывается не столько тот, кто умеет защитить себя с помощью протекционистских мер и самоизоляции (что дает временный эффект), не столько тот, кто сильнее и умеет заставить, навязать свои ценности, политические традиции, товары, сколько тот, кто способен стать примером для подражания, стать уникальным лидером в своей области.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.