Британские «новые левые»

15.06.2016

В 50-60 –е годы ХХ века  свои идеи представляют «ранние новых левые».  «Главные потоки, которые питали британских левых: сознание рабочего класса, классический английский либерализм и моральный-эстетический критицизм» (А. Синфилд)[i]. В 1958 году группа авторов  издает совместный труд. Среди них и молодые литературные критики Р. Уильямс, Р. Хоггарт, и  политические деятели, экономисты, романисты. Одна из последних, А. Мердок, к этому времени автор работы по философии «Сартр, романтический рационалист» (1953) и романа «Под сетью» (1953),  в эссе «Дом теории»  («A House of Theory») призывала к созданию литературной теории, основанной на всестороннем анализе текущей социальной ситуации в духе  Новых левых.  Она обращается к  формам пролетарской коллективной культуры как носителям социалистических идеалов. Характерна ее мысль о том, что эти формы разрушаются современными коммерческими отраслями промышленности досуга. А. Мердок ссылается на труды С. Миллса и говорит, что новые типы экономического участия и эгалитаризма, с их акцентом на образовании и потреблении, стали основой новой иерархаризации общества, создавая группы специалистов и неспециалистов. Такие утверждения повторили программу социалистического гуманизма Э. Томпсона[ii], которую предлагал  его журнал «Нью ризонер», где печаталась и А. Мердок. Э.Томпсон особенно выделял историческое значение популярной культуры (которую он отъединял от массовой), как порожденной культурной традицией рабочего класса,  в создании новых классовых отношений, формировании «истории снизу». «Представляя «историю снизу», Томпсон бросает вызов «старому» марксизму, рассматривающему историю капитализма как предопределенную только неминуемыми изменениями способов производства и социальных формаций, не придающему значения культуре как образу жизни, опыту, ценностям, идеям, действиям, желаниям, творчеству «обычных людей». Концепция «истории снизу» предполагает изучение разнообразных документальных материалов, способствующее выявлению состояния сознания и характера повседневной жизни»[iii].

Первые новые левые ощущали себя новой социальной формацией (“new social formation”), к которой относились и борцы за антиядерную политику, и «авангардная» часть среднего класса, и  “free women” (для последних историки особенно подчеркивают роль романов Д. Лессинг)[iv].

Деятельность сформировавшихся в среде ранних новых левых представителей социокультурной критики проходит в соотнесенности с неомарксизмом и основана на принципах, сформулированных задолго до этого времени: предмет познания художественной литературы — самый процесс жизни, история с присущими ей объективными закономерностями и сущность человека есть «совокупность общественных отношений».  Рэймонд Уильямс[v] (1921-1988) в двух первых работах «Культура и общество» (1958) и «Долгая революция» (1961)  прослеживает историю культуры Англии ХIХ-ХХ века как «Долгую революцию» (the Long Revolution) индустриализации, ставшей основой культурной революции и не к благу культуры.  Как категории социологического анализа культуры он предлагает «идеальное», «документированное» и «социальное». «Идеальное» отражает процесс совершенствования человечества в терминах абсолютных и универсальных ценностей, которые реконструируются в ходе анализа культуры. «Документирование» есть детальная запись/описание опыта и достижений мысли (культура как тело интеллектуальных и творческих работ), в отношении которых анализ культуры выполняет также критическую функцию по прояснению оснований опыта и идей, особенностей языковых конвенций и исторических классификаций работ в соответствии с традициями. «Социальное» рассматривает культуру как образ жизни, описание и прояснение значений и ценностей соответствующих образу жизни; анализ структур институтов и форм коммуникации. Уильямс подчеркивает, что литература может быть анализирована только в социальном контексте[vi]. Позднее С. Холл объявит «Долгую революцию» текстом разрыва  (“the text of the break”)  и в работе, написанной в 1988 году (год смерти Р. Уильямса), особенно отметит: «В эпоху обывательского варварства,  которым руководит госпожа М. Тэтчер, потеря Раймонда Уильямса непоправима, и те из нас, у кого была привилегия знать его лично, читать его работы, говорить и спорить с ним, быть сформированным, интеллектуально и политически под его влиянием, едва ли знают, как выразить  смысл чудовищности этой потери»[vii]. С. Холл напоминает о том, что Уильямс был «ключевой фигурой среди ранних Новых левых», что в «удивительном разнообразии способов письма»[viii] он исследовал все центральные области английской культурной жизни. После «Анархии и культуры»  М. Арнольда, это лучшая попытка «в великодушии духа и страсти в борьбе с теорией»[ix]. Главное же в том, что он «был не так занят картой английской культуры, как изменением ее»[x].

Одновременно с первыми работами Уильямса появляются труды Ричарда Хоггарта. В книге «О пользе грамотности: Некоторые стороны жизни английского рабочего класса» (1957), работах, опубликованных в 60-е годы,  он анализирует состояние современной культуры, главным образом рабочего класса, и приходит к выводу о том, что формируется новая культура. Хоггарт переосмысляет идеи Ливиса о культурном меньшинстве и противопоставленной ему деградирующей массе. Культура является результатом работы и усилий не группы интеллектуалов, а значимым социальным феноменом, который включает в себя всю совокупность культурных институтов. Формы массовой культуры имеют потенциал, который необходимо исследовать методами всех гуманитарных наук. При этом традиционная, восходящая к народной, британская культура противопоставляется глобализированной американизированной коммерческой популярной. В 1964 году под руководством Хоггарта начинает работать Бирмингемский центр «Культурных исследований»[xi].  «Объектом для изучения «cultural studies» является социальная жизнь в субъективных формах, т.е. культура начинает исследоваться как работа по производству сознания, тех субъективных форм, в которые мы облекаем нашу жизнь, что и называется социальной реальностью»[xii]. Преимущественный интерес культурных исследований вплоть до 80-х сосредоточен на  классовых проблемах культуры. Отношение к роману как особому жанру в современном литературном процессе показательно, так как Хогарт (небезосновательно, как доказывает предыдущий раздел нашего исследования) полагает, что «традиционный английский роман навязывает читателю культуру особого типа, мироощущение ограниченной социальной группы. Уже несколько веков социальную основу романа составляет образованная, умеренная средняя буржуазия»[xiii].

 

[i] Sinfield, A. Literature , Politics and Culture in Postwar Britain. — L., 1997. — P. 182.

[ii] Э.П.Томпсон – британский историк марксизма, автор книги The Making of the English Working Class, оказавшей влияние на Новых левых. П. Блеклэдж в статье с характерным названием «Этика и революция: этические дебаты британских новых левых» рассматривает «социалистический гуманизм» раннего этапа движения и обозначает роль Томпсона. Последний осуществил критику сталинизма, в том числе придание людям характера the stupid instruments of the forces of production и артикулировал классический марксизм. Blackledge, Р. Morality and Revolution: Ethical Debates in the British New Left// Critique: Journal of Socialist Theory. — Vol. 35, Issue 2. —  2007, August. – P. 211 – 228.

[iii] Черемушкина, Е. Ф.,  Тарасова,  О. Н. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения культуры  рабочего класса в исследованиях Э. П. Томпсона.// http://study-english.info/article021.php

[iv] Первые периодические издания ранних Новых левых: University and Left Review, курируемое  оксфордскими преподавателями С. Холлом и Р. Сэмуэлем, и йоркширский  New Reasoner, издаваемый экс-коммунистом Э. Томпсоном и Д. Сэвиллом, объединились в New Left Review в 1961 под руководством С. Холла.

[v] Уильямс,  Р. «Культура и общество: 1780-1950» (1958), «Долгая революция» (1961), «Страна и город» (1973); по теории культуры и литературы: «Драма от Ибсена до Элиота» (1952), «Современная трагедия» (1966), «Телевидение: технология и культурная форма» (1975),  «Словарь культуры и общества» (1976), «Марксизм и литература» (1977), «Джордж Оруэлл» (1981), «Социология культуры» (1981). . Трилогия «Пограничный край» (1960), «Второе поколение» (1964), «Вокруг Мэнода» (1979).

[vi] Williams R. The Long Revolution. Harmondsworth: Penguin, 1961.

[vii] Hall, S. The Hard Road to Renewal: Thatcherism and the Crisis of the Left, London: Verso, 1988. 

[viii] Здесь Холл напоминает о плодотворном семейном сотрудничестве, Раймодна Уильямса и его жены, Джой Уильямс

[ix] Hall, S. The Hard Road to Renewal: Thatcherism and the Crisis of the Left, London: Verso, 1988. 

[x] Ibid.

[xi] Общий обзор теории и практики британских «Культурных исследований» представлен в работах: Storey, J. An Introductory Guide to Cultural theory and Popular culture. -The Univ. of Georgia Press, ATHENS. 1993. — 288 p.; Storey, J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods. —  Edinburgh, 1996. -160 р. Introduction. Cultural Studies // A Dictionary of Cultural and Critical Theory / Ed. M. Payne. — Oxford,1996. — P. 124 — 128; Barker, C. Cultural Studies. Theory and Practice / C. Barker. — L.: Sage, 2000. — 424 p.; Hall, S. Cultural studies and the Centre: some problematics and problems // Culture, Media, Language. -L.: Hutchinson, 1980.- Р. 15-47.

[xii]Культурные исследования. Энциклопедия постмодернизма// http://www.vseslovari.com.ua/postmodern/page/kulturnyie_issledovaniya_Cultural_Studies.179/

[xiii] Hoggarth, R. Finding a voice. A matter of rhetoric: American writer and Britich reader// Hoggarth, R.  Specing to each other. — V. 2. — P. 94-100.