Архетип

03.06.2016

Архетип — это первообраз, одно из ключевых понятий аналитической психологии К.Г. Юнга, который вслед за Фрейдом исследовал бессознательное. Юнг открыл в нем две части, а именно личное и коллективное (сверхличное) бессознательное, содержания которого принадлежат целой группе лиц, целому народу и всему человечеству. Они не приобретаются в течение жизни одного человека, так как это прирожденные инстинкты и первобытные формы постижения — архетипы или идеи-образы, согласно которым издавна образовывались мысли и чувства всего человечества. Архетипы проявляются в сновидениях, психических расстройствах и мифах. Иначе говоря, архетип представляет бессознательное содержание, которое заменяется в процессе его становления сознательным и чувственным, и притом в духе того индивидуального сознания, в котором архетип проявляется. Понятие архетипа находится в тесной связи с понятием мотива как «образа в действии» (Б.И. Ярхо), «формы для выражения изменяющегося содержания» (А.Н. Веселовский), «сочетания идеи и внешнего воплощения этой идеи», «глубинного уровня мотива» (С.Ю.Неклюдов), «инварианта», «замысла, осуществленного в парадигме» (Б.Н. Путилов), что позволяет выделить новый тип мотива, а именно мотив архетипический, являющийся составной частью архетипического сюжета; Архетип повторяется на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия (прежде всего в мифах). Эти первообразы — постоянно повторяющиеся переживания одного и того же типа[1].

Бучилина Ю. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ» И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX В.Н.Новгород, 2009.  С.39-41

_____________________________

[1].«В каждом из этих образов кристаллизировалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, страдания и наслаждения — переживаний, несчетно повторявшихся у бесконечного ряда предков и принимавших в итоге всегда один и тот же ход»./ Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. Пер В.В. Бибихина.//Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке./К.Г. Юнг. Собр.соч.Т.15.-  М.:Ренессанс, 1992. – С. 117.