Городской текст

24.05.2016

Городской текст можно охарактеризовать как «сверхтекст», который представляет собой «сложную систему интерпретированных текстов, имеющих общую внетекстовую ориентацию, образующую незамкнутое единство, отмеченное смыслом и языковой цельностью» [Рудикова Н.А.  Образы Парижа в русской и французской литературах конца 18 – сер 19вв. Диалог культур: Дисс..канд. филол. наук/Том. гос. пед. ун-т. Филол. ф-т. Томск, 2011.  С. 51] . По мнению Н.Е. Меднис, «городские тексты», т.е. сверхтексты, которые порождены топологическими структурами, с научной точки зрения являются наиболее распространенными и проработанными. Выделяется ряд характеристик, отличающих сверхтекст от других явлений литературы:
1) «Каждый сверхтекст имеет свой образно и тематически обозначенный центр, фокусирующий объект, который в системе «внетекстовые реалии-текст» предстает как единый концепт сверхтекста» [Меднис Н.Е. Феномен сверхтекста. Новосибирск, 2003. С. 4] . Для городских текстов таким центром является город. Центром городского текста Оноре де Бальзака является Париж, следовательно, городской текст его произведений можно назвать Парижским.
2) Сверхтекст предполагает знание читателем некоего круга текстов, «определяющих законы формирования художественного языка сверхтекста и тенденций его развития» [Меднис Н.Е. Феномен сверхтекста. Новосибирск, 2003. С. 4]. Примером данного утверждения является городской текст О. Бальзака: элементы данного сверхтекста, приобретая в одном из произведений символическое значение, привносят его и в последующие, тем самым облегчая автору процесс создания образов, а читателю – процесс восприятия произведения.
3) Синхроничность – необходимое условие восприятия сверхтекста.
4) Смысловая цельность текстов, входящих в сверхтекст.
5) Границы сверхтекста устойчивы и динамичны одновременно (обнаруживается начало и нет ясного обозначения конца), например, у Бальзака помимо того, что элементы городского текста приобретают символический смысл, количество этих элементов при прочтении новых произведений автора постоянно увеличивается.