Меньщикова Мария Константиновна

26.12.2015

Меньщикова-М.К.

М. К. Меньщикова родилась 12 мая 1981 года в городе Горьком. В 1998 году поступила на дневное отделение филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского, в 2003 году окончила университет и получила диплом с отличием. Окончила очное отделение аспирантуры ННГУ. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Поэтика трагедии Фридриха Геббеля » Нибелунги» (Специфика конфликта и система образов)». Научный руководитель — д.ф.н. проф. Т.А.Шарыпина. Специальность 10.01.03 — литература народов стран зарубежья (немецкая). Меньщикова М. К. является ответственным секретарем Поволжского семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла; международной конференции «Национальные коды в европейской литературе ХIХ—ХХI веков». Входит в состав ученого совета Института филологии и журналистики, является членом Российского союза германистов и членом Российской ассоциации преподавателей древних языков (отделения общеевропейской ассоциации преподавателей древних языков — Euroclassica), входит в научное общество Hebbel-Gesellschaft (Wesselburen, Германия).

Старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории «Изучение национально-культурных кодов русской идентичности в контексте европейской ментальности на рубеже XX-XXI вв.» при кафедре зарубежной литературе Института филологии и журналистики.

Ученая степень Кандидат филологических наук

Ученое звание Доцент

Количество опубликованных научных работ 63

Количество опубликованных учебно-методических работ 11

Преподаваемые дисциплины:

  • Латинский язык;
  • Древнегреческий язык;
  • Античная литература;
  • Литература древних цивилизаций;
  • История зарубежной литературы XIX века (часть 1 — романтизм);
  • История зарубежной литературы XIX века (часть 2 — реализм);
  • Жанровая типология западноевропейской драматургии XIX в. (магистерская программа «Литература народов зарубежных стран»)
  • Музыкальный театр и литература (совместный курс с проф. Т.А. Шарыпиной, магистерская программа «Литература народов зарубежных стран»);
  •  Мифологический сюжет и драма в контексте современности  (магистерская программа «Античная литература»);
  • Античный театр (совместный курс с проф. Т.А. Шарыпиной, магистерская программа «Античная литература»);
  • Римские авторы и основы художественного перевода (магистерская программа «Античная литература»);
  • Искусство и литература зарубежных регионов Восток)  (для направления «Зарубежное регионоведение» ИМОМИ);
  • Литература страны основного изучаемого языка (французская) для профиля «Зарубежная филология»;
  • Зарубежная драма XIX века;
  • Латинский язык (для направления «Лечебное дело» ИББМ).

Дата рождения 12.05.1981

Дата защиты диссертации: 21.04.2006, 16.10.2019

Тема кандидатской диссертации: Поэтика трагедии Фридриха Геббеля «Нибелунги» (Специфика конфликта и система образов)

Тема докторской диссертации: Жанровые доминанты немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века в философско-эстетическом контексте эпохи

Область научных интересов: древние языки; культура и литература древних цивилизаций; западноевропейская литература XIX века; немецкая романтическая и постромантическая европейская, в частности, немецкая драма; проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XXI вв., интерпретации мифологических сюжетов в разных видах искусства; проблемы жанровой типологии.

Основные из опубликованных научных работ:

  1. Миф и трагедия в «философии искусства» немецких романтиков // Филологические исследования: Сборник трудов, посвященный 75-летию М. А. Михайлова. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.
  2. Тема судьбы в трагедии Фридриха Геббеля «Нибелунги» // Романтизм: грани и судьбы: Ученые записки НИУЛ КИПР ТвГУ. — Тверь, 2005.
  3. Конфликт свободы и необходимости в романтической трагедии // Романтизм: грани и судьбы: Ученые записки НИУЛ КИПР ТвГУ. — Тверь, 2006.
  4. «Ион» Августа Вильгельма Шлегеля: к проблеме интерпретации античного сюжета //Русско-зарубежные литературные связи: межвузовский сборник научных трудов.– Н. Новгород, НГПУ, 2006.
  5. Синтез мифа и трагедии как романтический поиск гармонии// Романтизм: грани и судьбы: Ученые записки НИУЛ КИПР ТвГУ.- Тверь, ТвГУ 2006.– Вып. 6.
  6. Античные образы в поэзии Ф. Геббеля // Сборник материалов XIX Пуришевских чтений, Москва: МПГУ, 2007.
  7. Трансформация мифа о Нибелунгах в литературных интерпретациях XIX-XX вв. // Сборник материалов IV съезда Российского союза германистов.– Нальчик, 2007.
  8. Персонификация Аполлона и его функции в романе Мэри Рено «Маска Аполлона» // Сб. материалов V Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Н. Новгород, ННГУ, 2007
  9. Георг  Бюхнер и Альфред  де Мюссе: к проблеме творческой переклички // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции, Тверь: Твер.гос.ун-т, 2008.– Т.13 (37).
  10. Идея «трагедии о русской смуте» Фридриха  Шиллера  в контексте диалога эпох // Вестник гуманитарного института ТГУ. Спецвыпуск. Материалы международной научной конференции «Диалог между Россией и Германией: филологические и социокультурные аспекты», Тольятти: Тольяттинский  ГУ, 2010
  11. Макродиалог эпох в микродиалоге жанров (на материале драматургии Фридриха Геббеля // Диалог культур – культура диалога: материалы международной  науч.-практич. конф.– Кострома, Дармштадт, 2010.
  12. Предметный мир в комедиях Альфреда де Мюссе (глава в коллективной монографии) // Французский акцент в мировой культуре: коллективная монография.– Иваново: Изд-во «Ивановский госуниверситет», 2010.
  13. «Оссиановские мотивы» в живописи  Каспара Давида Фридриха// Материалы Международной научной конференции РОПРЯЛ.– Н. Новгород: ННГУ, 2010.
  14. Философская  амбивалентность  образов  трагедии  Фридриха  Геббеля  «Нибелунги» (глава в коллективной монографии)// Коллективная монография  «Немецкоязычное наследие в мировой культуре», посвященная юбилею Ю.Л. Цветкова – Иваново,2011
  15. Русская тема в немецкой драматургии XIX  века// Сборник материалов X Международной  недели «Диалог культур – культура диалога», Кострома, Дармштадт, Минск, Могилёв и др., 2011.
  16. Традиции фьяб Карло Гоцци в драматургии Людвига Тика// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– Н. Новгород: ННГУ, 2011. Выпуск 6 (2)
  17. Сюжет  о Нибелунгах: интерпретации 20-начала 21 века// Современная российская и немецкая драма и театр: сборник статей и материалов международной научной конференции.– Казань: РИЦ, 2011.
  18. Тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» в интерпретационном аспекте// Художественный текст: современные интерпретации: сборник научных трудов. Калининград, 2011
  19. Античный код в мифопоэтической системе Фридриха Гёльдерлина// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– Н. Новгород: ННГУ, 2012, Выпуск 1(2).
  20.  Дон Жуан и Фауст:  эксперимент Кристиана Дитриха Граббе // Образ Фауста в контексте мировой художественной культуры.XXV Пуришевские чтения. Москва, 2013.
  21.  Жанровый синтез в драматургии Фридриха Геббеля (к  200-летию писателя) // Российский гуманитарный журнал. Liberal Arts in Russica. ­– Изд-во: Социально-гуманитарное знание, 2013 т.2, №2.
  22. Опыт организации научно-популярных и просветительских проектов в процессе преподавания сквозного курса зарубежной литературы для бакалавров-филологов (в соавторстве с проф. Т.А. Шарыпиной и доц. О.С. Потаповой) // Материалы  Научно-методической  конференции «Проблемы трансфера гуманитарных знаний:итоги «Года российской истории». Н. Новгород, 2013.
  23. Онтологический  и антропологический аспекты  концепции женских образов  в драматургии Фридриха Геббеля // Między tradycją a nowoczesnością. Tożsamość kobiety w przestrzeni domu, w historii, kulturze i na drogach emancypacji. Opole, 2013.
  24. The principle of double idealization of antiquity in Georg Büchner’s drama «Danton’s Death» (Принцип двойной идеализации античности в драме Георга Бюхнера «Смерть Дантона») // Российский гуманитарный журнал. Liberal Arts in Russica. ¬– Изд-во: Социально-гуманитарное знание. Т. 3. № 1. 2014.
  25. Меньщикова М.К., Шарыпина Т.А., Полуяхтова И.К. Миф и литературное европейское сознание XIX–XX вв. (проблемы мифопоэтики и мифотворчества в трудах нижегородских учёных) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. № 4(32). 2014.
  26. Жанровый код мистерии в немецкой драме 19 века. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2(3). 2014.
  27.  Драматургия Георга Бюхнера на театральной сцене // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет. № 1. 2015.
  28. Специфика жанра исторической трагедии в немецкой литературе 30-70 гг. XIX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– Н. Новгород: ННГУ. № 2(2). 2015.
  29. Трансформация символики света и тьмы в немецкой трагедии 30-70 гг. XIX века (на примере драматических интерпретаций сюжета о Нибелунгах) // Conversatoria Litteraria. Siedlce-Bańska Bystrica.. Т. 9. 2015.
  30. Античная история и национальный миф в трагедиях Кристиана Дитриха Граббе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 6. 2015.
  31.  Немецкая драматургия 30-70 гг. XIX века в современных театральных интерпретациях // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 1. 2016.
  32.  Национальный миф в немецкой драматургии 30–70 гг. XIX века // Российский гуманитарный журнал. Т. 5. № 1. 2016.
  33. Трилогия Карла Иммермана «Алексей»: русская история в немецкой интерпретации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. № 3. 2016.
  34. Историческое событие и историческая личность в контексте утопического / антиутопического дискурса (на материале немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века) // COLLOQUIA LITTERARIA SEDLCENSIA, red. tomu Ewa Kozak, Ludmiła Mnich, Siedlce 2016. Т. XXIII. 2016.
  35.  Система жанров в немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века // Античность-Современность (вопросы филологии). Донецк: Изд-во ДонНУ. № 5. 2017.
  36. Шарыпина Т.А., Козак Э., Меньщикова М.К., Мних Л., Ковтун Е. Национальные мифы в литературе и культуре. Монография под редакцией Эвы Козак и Петра-Павла Репчинского. Естественно-гуманитарный университет в г. Седльце, Институт неофилологии и междисциплинарных исследований, Познанское общество друзей науки, Философский факультет университета им. Матея Бела в Банской Быстрице. Седльце (Польша),  2017.
  37. «Поэтический реализм» в литературе Германии во второй половине XIX века: к дискуссии о термине реализм // «Высокий лад, глубокий мир»: между реализмом и постмодернизмом. Монография под редакцией Э. Козак, А. Борковской, Б. Стелинговской, Й. Ткачук. Седльце (Польша): Естественно-гуманитарный университет, 2018. С. 259–270.
  38. Немецкая драматургия 30–70 гг. XIX века в современных театральных интерпретациях // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: ЧГПУ, 2016. № 1. – С. 111–116.
  39. Трилогия Карла Иммермана «Алексей»: русская история в немецкой интерпретации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж: ВГУ, 2016. № 3. – С. 67–70.
  40. Античные сюжеты в немецкой драме 30–70 гг. XIX века // Вестник Нижегородского госуниверситета. 2018. № 6. С. 244–247. (в соавторстве с И.К. Полуяхтовой).
  41. Философский дискурс немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. – Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. № 3 (23). С. 27–37.
  42. «Künstlerdrama» в немецкой литературе 30–70 гг. XIX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 1 (178). С. 30–34.
  43. Жанровые доминанты немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века в философско-эстетическом контексте эпохи. Монография. ННГУ, 278 с.

Основные из опубликованных учебно-методических работ:

  1. Практические задания и контрольные работы по курсу «Латинский язык» для студентов-филологов очной и очно-заочной форм обучения (в соавторстве с Е. Г. Прощиной и О. А. Королёвой). — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.
  2. Методические разработки по курсу «Древние цивилизации» для студентов-филологов очной формы обучения. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007
  3. Римские авторы и основы литературного перевода: методические разработки и хрестоматия.– Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2008
  4. Практикум по курсу «Латинский язык» (в соавторстве с Е. Г. Прощиной и О. А. Королёвой). –Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2009
  5. Литература и культура  древних цивилизаций:  электронное учебно-методическое пособие.– Н.Новгород, 2012.
  6. История зарубежной литературы XIX века. Часть 1. Романтизм: методические разработки и рекомендации. Электронное издание. Н. Новгород, 2012.
  7. Меньщикова М.К., Королева О.А., Нефедова Е.Г. Латинский язык. Практикум. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2014.
  8. Меньщикова М.К., Наумчик О.С. Древние цивилизации. Идентификационный номер в системе Moodle сайта ННГУ: 590Е.14.09. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2014.
  9. Меньщикова М.К., Королева О.А., Наумчик О.С. История зарубежной литературы. Часть 5. Вторая половина XIX в. Реализм. Идентификационный номер в системе Moodle сайта ННГУ 591Е.15.09. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2015.
  10. Полуяхтова И.К., Шарыпина Т.А., Кобленкова Д.В., Новикова В.Г., Меньщикова М.К., Наумчик О.С., Маслов А.Н., Автаева Н.О. Европейская литература и проблема интеграции искусств (междисциплинарный курс). Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2015.
  11. Учебно-методическое пособие по курсу «История мировой (зарубежной) литературы XIX – рубежа XIX–XX веков». ННГУ, 2019. 70 с. (в соавторстве с Т. А. Шарыпиной, А.Ю. Колесниковым).

Повышение квалификации

  1. 2012, 2013, 2015, 2016, 2017, 2018 Открытые Всероссийские курсы повышения квалификации для преподавателей основ европейской культуры (Классические языки (латинский и древнегреческий) и античная культура). (Кафедра классической филологии МГУ им. М.В. Ломоносова)
  2. 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
  3. 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Оказание первой медицинской помощи» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
  4. 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Современные методы в филологии» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
  5. 2019 г. Дополнительная профессиональная программа «Дисциплины античного цикла в системе современного учебного процесса» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
  6. 2019 г. — Дополнительная профессиональная программа «Национально-культурные коды  европейской литературы  в диахроническом аспекте» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)